Внутриполитическая обстановка в Ираке продолжает накаляться на фоне разногласий между основными политическими силами в парламенте. В стране происходят вооруженные столкновения между иракской армией и исламистскими террористическими группировками в западных провинциях. Обостряется этно-конфессиональная рознь между суннитами, шиитами и курдами.
На фоне этой сложной, но уже привычной для Ирака внутриполитической ситуации идет подготовка к очередным выборам – на этот раз парламентским. Выборы важны и для российско-иракских отношений, которые успешно развивались до сих пор в энергетической и военно-технической сфере. Преимущество российских компаний заключается в готовности – в отличие от многих западных партнеров – работать в сложных условиях внутриполитической дестабилизации в Ираке. Однако нарастающие тенденции децентрализации и влияние на политическую ситуацию в Ираке внешних сил - прежде всего Турции и Саудовской Аравии - вызывают опасения касательно перспектив реализации российских интересов.
Парламентские выборы намечены на 30 апреля 2014 года. Главным претендентом на победу считают нынешнего премьер-министра шиита Нури аль-Малики и его коалицию “Государство Закона”, одержавшую победу в большинстве провинций на прошлогодних местных выборах в стране. На фоне критики в адрес главы правительства со стороны политических оппонентов, а также союзников по коалиции, которые обвиняют аль-Малики в узурпации власти, «шиитизации» государственных структур и неспособности обеспечить безопасность, иракский премьер решил в очередной раз заручиться поддержкой США. В последние годы Ирак активизировал сотрудничество с США в области борьбы с терроризмом. В этой сфере Багдад активно сотрудничает с Москвой.
Основным оппонентом аль-Малики является Айяд Алауи, светский шиит, поддержанный в свое время Вашингтоном в качестве премьер-министра переходного правительства 2004-2005 годов. Алауи - лидер политической коалиции “Аль-Иракия”, которая на парламентских выборах в 2010 году одержала победу с минимальным преимуществом над “Государством Закона”, но не смогла сформировать правительство. Критикуя нынешнего премьера за подавление политических прав суннитов, Алауи, тем не менее, выступает за борьбу с террористическими исламистскими группировками в провинции Анбар. Характерно, что и он не сторонится контактов с Москвой в военно-технической сфере и в рамках борьбы с терроризмом. Что отличает его от аль-Малики, так это связи с саудовским руководством, которое видит в Алауи альтернативу нынешнему премьеру, с которым у саудитов сложились взаимно неприязненные отношения. Очевидно, что лидер “Аль-Иракии” будет поддержан Эр-Риядом на предстоящих выборах.
Важной в связи с текущей ситуацией в Ираке является проблема децентрализации, связанной с ростом внешнеполитической и экономической самостоятельностью иракской Курдской автономии. Заявляют о намерении создать свою автономию ряд суннитских регионов, а президент Курдистана Масуд Барзани предложил план иракской конфедерации. Между тем, очевидно, что дальнейшая децентрализация власти в стране приведет к вмешательству внешних сил во внутриполитические вопросы и приведет к распаду Ирака. Наиболее активно политику вмешательства проводит Турция – через некоторые суннитские политические силы, а также Саудовская Аравия, поддерживающая ряд суннитских и шиитских лидеров и исламистские радикальные группировки (среди которых Исламское государство Ирак – ИГИ, аффилированное с Аль-Каидой).
Борьба с сепаратизмом ведется аль-Малики посредством «шиитизации» государственной структуры власти. Это подвергает премьера жесткой критике со стороны политических оппонентов, в первую очередь – Алауи. Последний является противником создания в Ираке конфедерации и предлагает решать проблему путем прекращения политической дискриминации суннитов. На деле такой подход, особенно с учетом «дружбы» Алауи с Саудовской Аравией, может привести к увеличению самостоятельности суннитских провинций, ослаблению потенциала борьбы федеральных властей с исламистами ИГИ и фактической децентрализации. Нужно также учитывать потребность Эр-Рияда удерживать исламистов-радикалов дальше от своей территории, ввиду того, что некоторые из них направляются в соседний Йемен, где уже напрямую угрожают безопасности Королевства.
Децентрализация власти в Ираке, как и массовый приток саудовских инвестиций в страну в случае победы Алауи на выборах, не отвечают российским интересам. С усилением самостоятельности отдельных провинций Ирака в них увеличится влияние внешних игроков – Саудовской Аравии и Турции, что может потеснить позиции российских компаний на иракском рынке. Выходом из такой ситуации станет установление контактов на региональном уровне, как это происходит, например, в иракском Курдистане.
Между тем, наиболее вероятным сценарием развития событий в Ираке остается сохранение статуса-кво - победа аль-Малики на выборах и продолжение политики по сдерживанию сепаратизма в сотрудничестве с США, Россией и шиитским Ираном. Есть вероятность переноса выборов на более поздний срок в связи со сложной ситуацией в стране, согласие о чем фактически существует между основными оппонентами – аль-Малики и Алауи.
Сложившаяся ситуация устраивает главные внешние силы, принимающие участие в развитии внутриполитической обстановки в Ираке. Дестабилизированный и серьезно ослабленный Ирак не станет противодействовать американским интересам в регионе. Вмешательство в иракскую ситуацию Саудовской Аравии позволяют Эр-Рияду предотвратить создание в Ираке сильной опоры для Ирана, главного противника Саудовской Аравии в регионе. Сохранение у власти аль-Малики очевидно отвечает и интересам Москвы.
В конце марта международное напряжение заметно усилилось. Вызовы следуют со всех сторон: американский Конгресс требует поставок летальных вооружений Украине, на Ближнем Востоке разгорелся новый конфликт, а на противоположном конце континента соседи Китая готовятся противостоять его возвышению. Девизом минувшей недели должна стать фраза: никто не боится демонстрировать неприязнь.
В Вашингтоне все больше привлекает внимание ситуация в Ливии - на фоне усиления позиций ИГ в этой стране - вплоть до обсуждения вопроса о военном вмешательстве для борьбы с террористической группировкой. Не менее противоречивым вопросом, обсуждавшимся на прошедшей неделе, стала проблема отказа от использования российскихракетных двигателей при запуске американских спутников, к чему призывает ряд конгрессменов во главе с Маккейном. Помимо этого, США выразили недовольство по поводу отказа Китая ужесточить санкции в отношении Северной Кореи, однако ничего этим не добились.
В Венесуэле самый масштабный политический кризис со времен ухода Уго Чавеса. Неудачная социально-экономическая политика Николаса Мадуро и его нежелание идти на компромисс с недовольными привели к тому, что сравнительно небольшая студенческая демонстрация в феврале переросла в общенациональные акции протеста.
18-20 ноября в Лиме состоялся очередной саммит АТЭС. Для президента США Барака Обамы встреча лидеров стран азиатско-тихоокеанского региона стала последней зарубежной командировкой в текущем статусе. Американскому лидеру не удалось предоставить партнерам Вашингтона о АТЭС гарантии продолжения работы над ТТП со стороны администрации Дональда Трампа.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.