Российско-итальянские отношения традиционно носят не только политический и экономический характер, но и наполнены особыми цивилизационными, культурными связями, которые выделяют Италию среди прочих партнеров России.
Из выступления Президента Владимира Путина на Валдайском Форуме и его обращения к Федеральному Собранию следует, что Россия не намерена идти по пути изоляции и разрыва отношений с традиционными партнерами, и на фоне налаживания новых связей она будет открыта для сотрудничества с европейскими странами.
И в этой связи особый интерес вызывают слова министра иностранных дел Италии, Паоло Джентилони, который заявил, что «европейцы являются союзниками США, но у них собственные взгляды на геополитику». Джентилони также отметил, что в нынешних условиях Италия намерена полагаться на собственные национальные интересы, в том числе относительно событий на Украине.
Сегодня Италия – 4-я по количеству населения и 4-я по объему ВВП экономика ЕС, а для России – это один из крупнейших торгово-экономических партнеров, с которым объем внешней торговли каждый год рос с двузначными показателями. В 2013 году Италия занимала 2 место по объему экспорта из России. Товарооборот же с европейскими странами у Италии последовательно сокращается: объемы внешней торговли Италии с Испанией уменьшились в 2012 году на 7,4%, с Германией на 7,0%, с Францией – на 3,8%, с Нидерландами – на 1,3%.
На этом фоне санкции в отношении России и ответные меры вызывают беспокойство, как у итальянских предпринимателей, так и у региональных властей, существенная часть бюджета которых формируется благодаря торговым отношениям местных предприятий с Россией. Один только регион Венето, обладающий экспортом в Россию в объеме 1,8 млрд евро в год потеряет по причине санкций 590 млн евро. Губернатор области, Лука Дзая, уже заявил, что личные переговоры региональных властей с Москвой приведут к разрешению противоречий и будут способствовать возобновлению экономических связей.
России, в действительности, следует задуматься об интенсификации межрегионального сотрудничества с Италией и установления прямых контактов с итальянскими регионами, в особенности с теми, которые напрямую заинтересованы в развитии сотрудничества.
Три ключевых фактора влияют на значимость позиции регионов по отношению к России:
Особое внимание следует уделить участию итальянских регионов в деятельности ЕС, в особенности их участию в Комитете Регионов.
С одной стороны, Конституция Италии относит вопросы сотрудничества регионов с ЕС к конкурирующей сфере законодательства, что предполагает издание общих предписаний со стороны центральной власти. Однако это никак не сказывается на самостоятельности позиции региональных представителей в различных органах власти ЕС, в особенности в Комитете Регионов ЕС, который в первую очередь служит площадкой для представительства региональных интересов в отрыве от центральной власти государства.
Те регионы, которые особо заинтересованы в сотрудничестве с Россией, посредством своих представителей в Комитете Регионов могли бы стать проводниками конструктивных отношений в отношении РФ при формировании политики ЕС и, по меньшей мере, представлять альтернативную общему фарватеру европейской политики точку зрения.
В случае продолжения углубления экономического кризиса в Италии можно предполагать и рост популярности у евроскептиков, в первую очередь у партий «Вперед, Италия!» экс-премьера Сильвио Берлускони и Лига Севера, чей лидер Маттео Салвини успел объявить, что хотел бы видеть Путина премьер-министром Италии.
Партия Салвини уже контролирует регионы Ломбардия и Венето и в будущем может нарастить свой потенциал в северных и ряде центральных регионов страны. Лига Севера также обладает 5 местами в Европарламенте, что, в случае системного сотрудничества с этой партией, открывает окно возможностей для представления пророссийской повестки дня в ЕС.
Очевидно, что нынешний кризис в отношениях между Россией и ЕС не может продолжаться бесконечно, и торгово-экономические отношения сторон, а также их культурная близость, перевесят навязанную со стороны США политику оказания максимального давления на Россию. Крайне важно, чтобы к этому моменту те достижения, которые были зафиксированы в отношениях между Россией и Италией не были утеряны и основывались на заинтересованности обеих сторон в сотрудничестве.
Прошел год с момента вступления Кыргызстана в ЕАЭС. Что изменилось в стране за это время? Какие возможности для экономического развития были использованы Бишкеком, и с какими трудностями ему пришлось столкнуться? Анализируем ситуацию в нашем обзоре.
С точки зрения интересов США прекращение транзита российского газа через Украину необходимо, чтобы сподвигнуть Европейский Союз на поиск альтернативных поставщиков энергоресурсов. В текущих условиях перебои с российскими поставками в свете недостаточного заполнения украинских газовых хранилищ уже неизбежны.
Выходом из санкционной логики может стать дробление общей государственной линии России на модернизацию нестратегических отраслей на относительно небольшие проекты, которые нельзя оперативно классифицировать как отдельную и системную программу по обходу санкций.
Москва заинтересована в компромиссе между Западом и Ираном по вопросу о ядерной программе. Россия рассчитывает открыть себе путь к полномасштабному сотрудничеству с Ираном и снять риск появления у своих южных границ новой ядерной державы.