6 марта стал днем дипломатической активности вокруг Украины. Эта тема обсуждалась в Берлине на заседании представителей МИД стран-членов «нормандской четверки»
В столице Германии за закрытыми дверями стороны обсуждали ход реализации минских соглашений. Судя по тому, что встреча длилась несколько часов, обсуждение шло крайне непросто. По его итогам никаких общих заявлений для прессы сделано не было, однако представляющий Россию замминистра иностранных дел Григорий Карасин все-таки поделился информацией с российскими журналистами.
Прежде всего он подтвердил версию о том, что продолжительные переговоры были связаны с нежеланием Киева соблюдать подписанные в Минске соглашения (напомним, в ходе февральских переговоров в белорусской столице России, Франции и Германии понадобилось аж 16 часов для того, чтобы в конечном итоге убедить Порошенко подписать невыгодный для него лично, но крайне нужный для Украины вариант соглашения). Поскольку военная часть соглашения со скрипом но выполняется (ДНР и ЛНР, судя по заявлениями их представителей и российских дипломатов, уже отвели тяжелое вооружение, а в день переговоров украинские вооруженные силы объявили об отводе от линии фронта своих РСЗО «Ураган»), самые большие дискуссии, по всей видимости, касались соблюдения политической части соглашения, предусматривающей предоставление Донбассу особого статуса и начало конституционной реформы.
Да, украинские власти создали собственную конституционную комиссию, однако они обязаны принимать такие изменения в конституцию, которые устроят ДНР и ЛНР. Поэтому ополченцы регулярно обращаются к Порошенко с призывом начать предметный диалог относительно возможных конституционных поправок.
«ДНР предлагает Вам принять наших представителей Д.В.Пушилина, Е.В.Радомскую, О.А.Макееву, которые уполномочены довести до Вашего сведения предложения ДНР, согласованные с ЛНР, относительно внесения поправок в Конституцию Украины в соответствии с п.11 Комплекса мер по выполнению Минских соглашений. Со своей стороны приглашаем Вас и членов Вашей комиссии посетить г.Донецк для обсуждения сотрудничества ВРУ и Народного Совета ДНР», - говорится в заявлении Донецкой Народной Республики.
Однако оно осталось без положительного ответа со стороны Киева. И в Берлине Москва не преминула указать на это своим европейским партнерам.
«Сегодняшнее обсуждение показало, что работа ведется немалая, но, к сожалению, украинские власти зачастую не могут выполнить того, о чем они договорились в Минске, - пояснил Григорий Карасин. - Нас немного тревожит, что затягивается вопрос о начале политического процесса, тревожит то, что деградирует социально-экономическая обстановка на юго-востоке (Украины), мы хотим, чтобы движение было намного быстрее и чтобы люди, живущие на Украине, почувствовали себя в стабильной стране, которая может самостоятельно или с помощью международного сообщества решать все свои проблемы».
В Москве прекрасно понимают причины задержки реализации политических статей Минских соглашений - начав их реализацию, Порошенко настроит против себя радикалов в Верховной Раде и в украинском обществе. Однако российские власти считают это проблемой украинского президента, и рассматривают политическую часть минских соглашений как своего рода залог соблюдения российских интересов.
Более того, Россия тонко намекнула на то, что если украинская сторона будет и дальше саботировать реальный процесс политического урегулирования конфликта, то Москва признает независимость ДНР и ЛНР.
«Если и когда будут исчерпаны все другие возможности достичь политического решения, я этого варианта не исключаю», - заявил глава комитета по международным делам Совета Федерации Константин Косачев.
Понятно, что признание республик Новороссии со стороны Кремля являются своего рода точкой невозврата, пересечение которой не только похоронит основной план Путина на Украине (подразумевающий сохранение ее в посткрымских границах с переформатированием в федерацию), но и серьезно обострит отношения со странами Запада. Поэтому реализацию этой угрозы действительно стоит рассматривать как крайний сценарий, но при этом исключать его нельзя. Если угроза все-таки будет выполнена, то это будет означать окончательный переход Москвы к реализации плана Б - создания «Большой Новороссии» от Харькова до Одессы с сухопутным выходом на Крым и Приднестровье.
На встрече обсуждалось не только соблюдение минских соглашений, но и украинские предложения по их модификации. Так, по словам дипломата, европейцы «довольно прохладно» отнеслись к инициативе Киева о вводе европейских же миротворцев на Донбасс. Во-первых, потому, что это нарушает условия минских соглашений, а во-вторых, ввод миротворцев «запутает ситуацию». Вероятно, есть и третья причина, о которой Карасин умолчал - размещение европейских миротворцев даже на линии соприкосновения между ВСУ и армиями Новороссии может (учитывая постоянные обстрелы городов Донбасса украинской артиллерией и ответные удары со стороны ополченцев) привести к военному столкновению между миротворцами и ополченцами, что, в свою очередь, может вылиться в военный конфликт между ЕС и Россией.
В чем стороны сошлись так это в необходимости усиления мандата ОБСЕ - как с качественной, так и с количественной точки зрения.
«Общий настрой в том, чтобы обеспечить беспрепятственный доступ миссии ОБСЕ к тем местам, куда будет свозиться вооружение, знать маршруты», - пояснил Григорий Карасин.
Подобные полномочия необходимы как минимум для того, чтобы снять озабоченность ополченцев - представители ДНР и ЛНР регулярно обвиняют Киев в том, что украинская техника отводится с линии фронда лишь для вида, а затем возвращается на предыдущие места дислокации. Расширению полномочий ОБСЕ был посвящен и телефонный разговор между Сергеем Лавровым и его немецким визави Франком-Вальтером Штайнмайером.
«Министры высказались за оперативное принятие решения Постоянного совета ОБСЕ о продлении мандата СММ при увеличении ее численности до 1 тыс. наблюдателей и придании ей дополнительных технических и финансовых ресурсов», - говорится на сайте российского дипломатического ведомства.
Все это означает, что «модератором» мирного процесса будет оставаться именно ОБСЕ. Насколько она справится с поставленной задачей покажет ближайшее будущее.
Впервые опубликовано на сайте журнала "Эксперт"
Основными событиями, которые привлекли наше внимание на прошедшей неделе в сфере внешнеполитической деятельности США, стали обсуждение американскими законодателями вопроса о возможности продления Патриотического акта 2001 года, наделяющего Национальное агентство безопасности обширными полномочиями в области сбора и хранения личной информации о гражданах, а также поражение иракской армии в борьбе с Исламским госудпрством, вызвавшее волну взаимных обвинений между Багдадом и Вашингтоном. Значимым можно также считать выступление Джо Байдена в Брукингском институте, в ходе которого в адрес Москвы прозвучали нетипичные до сегодняшнего момента оценки.
Москва не ставит под угрозу жизненные интересы США и сотрудничает по большинству ситуаций, где у Вашингтона есть интерес. Однако США наперед просчитывают ситуации, в которых Москва может напрямую столкнуться с ними по важному вопросу.
Ухудшение российско-турецких отношений после того, как был сбит штурмовик Су-24, запрет на туристические поездки в Египет вследствие теракта над Синаем, участие в саммите "Группы 20" в Анталье и встрече ФСЭГ в Иране, новые противоречия в отношениях между Москвой и Киевом, а также другие важнейшие события внешней политики России и их последствия за ноябрь 2015 года.
Завершился рабочий визит короля Саудовской Аравии Салмана бин Абдельазиза аль-Сауда в Москву. Приезд саудовского монарха стал первым в истории отношений России и королевства, что сделало его поистине историческим, несмотря на весьма скромные в практическом плане результаты проведенных встреч и переговоров. Вместе с тем нельзя отрицать, что отношения между Москвой и Эр-Риядом действительно вышли на новый уровень.