Андрей Сушенцов
Послом России в США назначен заместитель министра иностранных дел Анатолий Антонов. Российский дипломат имеет репутацию высококлассного профессионала и жесткого переговорщика с богатым послужным списком. По мнению Андрея Сушенцова, кандидатура Антонова соответствует внешнеполитической стратегии России и текущему положению дел в российско-американских отношениях.
ПРЕМИУМ
23 августа 2017 | 09:59

Последствия назначения Антонова послом России в США

Послом России в США назначен заместитель министра иностранных дел Анатолий Антонов. То обстоятельство, что его перевод на новую должность стал одной из главных новостей дня, указывает на неординарный характер ситуации и самой фигуры Антонова.

Роль российского посла в отношениях с Соединенными Штатами всегда значительна. По сути, он занимается всеми ключевыми международными вопросами, поскольку в них вовлечены США. При этом существует асимметрия квалификации: американские послы в России меняются с каждой администрацией, и мало кого из них мы помним по имени. Российский же посол обычно служит 8–10 лет и наблюдает за тем, как одна команда в Белом доме сменяет другую. Наиболее продолжительную дипломатическую службу в США нес Анатолий Добрынин — 24 года. Он участвовал в переговорах по главным международным проблемам своего времени — Карибскому кризису, войне во Вьетнаме, вопросам ограничения стратегических вооружений и противоракетной обороны и т.д. Накопленные им опыт и экспертиза были таковы, что исследователь дипломатии Смит Симпсон констатировал: Добрынин более искушен в международных делах, чем любой современный ему высокопоставленный американский чиновник.

Сейчас в США снова востребован образ России как всемогущего и изощренного оппонента. Конечно, это преувеличение. Россия — не Советский Союз, да и нынешняя «холодная война» во-многом виртуальна. Но параллели с эпохой Добрынина всё же очевидны — повестка дня отношений Москвы и Вашингтона сильно ограничена санкционным режимом и сузилась до вопросов стратегических вооружений и региональных кризисов вокруг Сирии, Украины и КНДР. Начав службу с Карибского кризиса, Анатолий Добрынин стал в дальнейшем проводником разрядки в диалоге с США. Посмотрим, как дело пойдет у его тезки — Антонова.

Как и у любого российского дипломата его уровня, послужной список Антонова впечатляет. Он поступил в МИД сразу после выпуска из МГИМО в 1978 году. Его служба на Смоленской площади была прервана в 2011-м пятилетней командировкой в Минобороны. В МИДе Антонов руководил одним из самых ответственных направлений — переговорами с США по вопросам стратегической стабильности. В 2010-м это дало свой результат в виде нового соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). В Министерстве обороны Антонов отвечал за международное сотрудничество — искал развязки по проблеме ПРО в Европе, развивал взаимодействие с США по Афганистану и Сирии. С начала украинского кризиса и попыток международной изоляции России со стороны Запада задачи сместились: Антонов начал открывать для России новых приоритетных партнеров на Юге и Востоке. По его инициативе Минобороны стало ежегодно проводить крупный форум — Московскую конференцию по международной безопасности. В ведении Антонова также находилось формирование новых оборонных партнерств России с Сирией, Ираном, Сербией и развитие отношений с Турцией, Египтом, Индонезией и другими странами.    

В профессиональной среде за Антоновым закрепилась репутация жесткого переговорщика. Когда в конце прошлого года появились первые слухи о его возможном назначении в Вашингтон, американские коллеги выражали недоумение — мол, лучше бы направили более сговорчивого дипломата, ведь победил Трамп, а не Клинтон, нужно восстанавливать связи.

Однако назначение Антонова не является ответом на тот или иной исход американских выборов или признаком того, что Россия намерена обострять конфронтацию с Соединенными Штатами. Подход Москвы к взаимодействию с Вашингтоном остается прежним, и Антонов предложен как квалифицированный проводник этой политики.

Принципы, на которых должны строиться отношения России и США, перечислены в указе о внешнеполитическом курсе от 2012 года. В этом документе сказано, что приоритетом Москвы служит стабильное и предсказуемое взаимодействие с Соединенными Штатами, в основе которого должны лежать равноправие, невмешательство во внутренние дела и уважение взаимных интересов. Конечной целью заявлено выведение двустороннего сотрудничества на подлинно стратегический уровень — но при достижении вышеуказанных условий. Новая версия этого указа появится после выборов в 2018 году, однако предложенная формула достаточно гибкая и универсальная, вряд ли она претерпит изменения.

Разговор с Россией с позиции силы никогда не получался, а сейчас его будет вести особенно сложно. Антонов известен как цепкий и методичный профессионал, переговорщик-полемист, нередко нетерпимый к неквалифицированным оппонентам. В какой-то мере его назначение в США — это вызов американской дипломатии, поскольку Антонов будет нуждаться в равном себе партнере. В исследовании об американской дипломатической службе Смит Симпсон с горечью писал, что российская дипломатия «обладает такой совокупностью непрерывного опыта, стратегического мышления и целеустремленности, к которой мы даже не можем приблизиться». В этом смысле Анатолий Антонов — в полной мере продукт российской дипломатической традиции.

Между тем, хотя Антонов и заслужил реноме «ястреба», это не значит, что он не умеет находить компромиссы. Если бы это было не так, вряд ли было бы достигнуто трудное соглашение с США по ограничению стратегических вооружений. Интервью и выступления Антонова свидетельствуют о том, что он стремится понять мотивы и истинные намерения партнеров. Это признак предметного и конструктивного мышления. Как до, так и после начала украинского кризиса он не раз говорил о том, что потенциал сотрудничества России и США существенно выше их нынешнего уровня взаимодействия.

Однако сейчас эти надежды выглядят слишком оптимистично. «Русский вопрос» используется оппонентами администрации Трампа в спекулятивных целях. Американская политика потеряла равновесие, а судьба президента и его команды выглядит всё более туманной. Не исключено, что новый российский посол может оказаться без партнеров по переговорам из-за паралича администрации Трампа или попытки его импичмента. Общественная дискуссия в США также раскалена. Воевать за «умы и сердца» в этой ситуации будет сложно. Наверное, и не нужно.

Должно быть, время публичной риторики уходит и возвращается время конфиденциальных переговоров по ключевым вопросам безопасности. Во внешнеполитическом блоке администрации Трампа собрались жесткие, но трезвые профессионалы: госсекретарь Тиллерсон, министр обороны Мэттис и советник по нацбезопасности Макмастер. Можно сказать, что в этом смысле они с Антоновым — птицы одного полета.

Взаимное уважение профессионалов могло бы многое изменить в отношениях России и США, по крайней мере вернуть в двусторонние отношения стабильность и предсказуемость. Но это будет возможно, только если внутриполитические борения в США не выплеснутся в новый кризис.

Впервые опубликовано на iz.ru

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

1 апреля 2014 | 16:09

Санкции против России, которые Запад может позволить себе

При сохранении статус кво в украинском кризисе мы ожидаем затухание вопроса о применении санкций. На данном этапе маловероятно, что политические аспекты будут доминировать над экономическими в логике взаимоотношений Запада и России.

14 августа 2015 | 14:29

Дайджест внешней политики США за неделю (7 - 14 августа)

Одной из наиболее актуальных внешнеполитических тем, обсуждавшихся на прошедшей неделе в Вашингтоне, стал вопрос о законодательной основе применения США силы в Ираке и Сирии в борьбе с ИГ. По прошествии года с начала беспорядков в городе Фергюсон американские власти по-прежнему пытаются выявить глубинные причины этого явления, а также найти решение проблемы поведения правоохранительных органов в отношении афроамериканских общин - между тем, беспорядки возобновились. Американские СМИ на этой неделе подчеркивали склонность Госдепартамента к смягчению напряженности в отношениях с Россией, между тем, Пентагон и экспертное сообщество настойчиво повторяют тезис о Москве как главной угрозе безопасности США и Европы.

4 июля 2015 | 04:59

Дайджест внешней политики США за неделю (26 июня - 2 июля)

Важным событием прошедшей недели стало представление новой военной стратегии США, в которой закрепились наметившиеся изменения в восприятии Вашингтоном своего положения в мире. Кроме того, новые шаги были предприняты США на латиноамериканском направлении внешней политики: произошел визит президента Бразилии, а также было объявлено о возобновлении работы американского и кубинского посольств на территории друг друга. Параллельно с этим были опубликованы письма электронной почты бывшего госсекретаря Хиллари Клинтон, в том числе раскрывающие роль США некоторых событиях 2009 года.

9 сентября 2016 | 12:52

Дайджест внешней политики США (2 – 8 сентября)

На минувшей неделе президент США Барак Обама в последний раз посетил саммит "Группы двадцати" в статусе главы государства, где подвел некоторые итоги своего внешнеполитического курса. На саммите США-АСЕАН в Лаосе американский президент подчеркнул важность организации для АТР, однако не смог полностью исключить китайский фактор из политики стран-участников. Конгресс США возобновил работу после отпуска и намерен обсудить за сентябрь множество актуальных вопросов, в том числе и скандал с "Фондом Клинтон".

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
20 февраля 2015 | 15:00
23 декабря 2014 | 09:00
17 марта 2014 | 19:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова