Бишкек, Кыргызстан. - 8 мая на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Москве 2015 года были подписаны документы о вхождении Кыргызстана в состав ЕАЭС. После их ратификации парламентами всех стран блока Кыргызстан станет полноправным членом интеграционного объединения. В своем выступлении на заседании совета президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев выразил надежду, что Евразийский экономический союз укрепит стабильность на евразийском пространстве.
Для Кыргызстана выступление в ЕАЭС стало завершением пути, начатого в 2010 году после падения режима президента Курманбека Бакиева. С приходом к власти Розы Отунбаевой и затем Алмазбека Атамбаева внешнеполитический курс республики был скорректирован и с тех пор остается устойчивым. По словам руководителя отдела внешней политики администрации президента КР Сапара Исакова:
«В Киргизии есть общественная поддержка интеграции, есть полное понимание ее выгодности в парламенте, со стороны бизнеса. У Киргизии есть единственный путь – это вступление в Евразийский экономический союз, у нас нет другой альтернативы».
Однако вступление Кыргызстана в Евразийский экономический союз происходит в сложных внешне- и внутриполитических условиях. Страна переживает серьезный экономический и энергетический кризис, для преодоления которых предпринимаются и дипломатические шаги. Кыргызстан пытается компенсировать нехватку электричества с помощью его закупки в Казахстане и Таджикистане. Также Бишкек стремится к получению электроэнергии от Туркменистана - в ноябре 2014 года там побывал с официальным визитом президент Атамбаев. Однако этому мешает отсутствие возможности прямой, без транзита через территорию других центральноазиатских стран, передачи электроэнергии. В рамках межправительственного соглашения между Россией и Кыргызской Республикой идет строительство каскада Верхненарынских ГЭС.
В октябре 2015 года в Кыргызстане пройдут выборы парламента. Активно обсуждается возможность проведения референдума по изменению действующей конституции (восьмой по счету со времени основания республики).
Часть кыргызстанской политической и экономической элиты не поддерживает вступление в ЕАЭС, так как это противоречит их интересам по транзитной торговле с Китаем.
Однако в целом в обществе и политической элите сложился консенсус по вопросу о присоединении к евразийской интеграции и ее оптимальности по сравнению с другими из немногих возможных вариантов будущего Кыргызстана.
Вступление Бишкека в ЕАЭС означает для него прежде всего расширение сотрудничества с Россией и Казахстаном. Отношения с Беларусью остаются напряженными из-за разногласий вокруг фигуры бывшего главы республики Бакиева (Кыргызстан требует его выдачи). Армения находится слишком далеко и связи Кыргызстана с ней слабо развиты.
При этом внешнеполитический курс республики остается сбалансированным: Кыргызстан продолжает развивать отношения с США и европейскими странами. В марте и апреле 2015 года Атамбаев посетил несколько западноевропейских стран; в этот же период было достигнуто соглашение с США об облегчении визового режима. Продолжаются ежегодные двусторонние консультации Бишкека и Вашингтона. В Бишкеке также действуют региональные офисы многих международных и неправительственных организаций. Кыргызстан расширяет связи с Китаем, Турцией и арабскими странами.
В результате ни один из внешнеполитических партнеров Кыргызстана не контролирует доминирующую часть инвестиционных и иных стратегических проектов страны.
В июле 2014 года на территории Кыргызстана прекратил работу Центр транзитных перевозок США на авиационной базе «Манас», который использовался странами НАТО для транзита грузов в Афганистан и обратно. В связи с этим Сапар Исаков отметил:
«Это решение принималось на основе суверенного права Киргизии. При этом мы выполнили все обязательства перед международной антитеррористической коалицией в рамках соглашения от 2009 года по предоставлению нашей территории для функционирования центра до 2014 года».
Вместе с тем, Кыргызстан старается избегать прямого противостояния с кем-либо из глобальных игроков, особенно в условиях продолжающегося похолодания в международных отношениях. Это хорошо заметно по сдержанной и обтекаемой позиции республики по украинской ситуации.
Открытость Кыргызстана сотрудничеству с разными партнерами приносит заметные плоды. В стране работают Американский университет в Центральной Азии, Кыргызско-Российский Славянский университет, два турецких университета и Восточный университет имени Махмуда Кашгари-Барскани (ранее он назывался Кыргызско-Кувейтским университетом). В информационном пространстве соседствуют очень разные по своей редакционной политике филиалы иностранных СМИ. Крупнейшими инвесторами в горнодобывающей и инфраструктурной отрасли Кыргызстана являются китайские и российские компании, к этим сферам проявляют интерес и казахстанские фирмы.
Присоединение Киргизии к ЕАЭС вызывает различную реакцию в соседних странах, поскольку серьезно меняет сложившийся в постсоветский период баланс сил в Центральной Азии.
Для Узбекистана этот шаг Бишкека означает, что Ташкент теперь будет граничить уже с двумя членами ЕАЭС – Казахстаном и Кыргызстаном, притом, что последний находится между Узбекистаном и Китаем.
Кроме того, присоединение Кыргызской Республики означает продвижение евразийской интеграции на юг, удлинение общей границы ЕАЭС с КНР и усиление центральноазиатского компонента в ЕАЭС - после вхождения Кыргызстана две из пяти стран ЕАЭС будут находиться в Центральной Азии. Появляется общая граница между ЕАЭС и Таджикистаном.
Оборонный бюджет США на 2015 фискальный год отвечает новой военной стратегии США, обозначенной в четырехлетнем Обзоре оборонной политики 2014 года. Перемены значительны по масштабу и позволяют говорить о начале нового пост-афганского периода во внешней политике США.
При вступлении Греции в еврозону в 2001 году греки испытывали необыкновенный евроромантизм. Главным лозунгом было «нам нечего делить». Его подкрепляла иллюзия, что «невидимая рука Европы» одинаково одарит всех своих детей. Но довольно скоро выяснилось, что, несмотря на общую валюту, у экономик стран ЕС разная конкурентоспособность, а блага общего рынка и валютного союза распределяются неравномерно
Развитие правительственного кризиса в Кыргызстане затрагивает интересы России, которая заинтересована в стабильности ситуации в стране и гарантии неприкосновенности своих бизнес-интересов.
Начало подготовки американскими военными украинской армии вызвали в очередной раз противоречивую реакцию, как внутри страны, так и за рубежом. С началом председательства США в Арктическом Совете регион рискует стать новой сферой нагнетания противоречий между Вашингтоном и Москвой. И в то время, как переговоры по ТТИП продолжают сталкиваться с непониманием со стороны Демократической партии, определенные подвижки наметились на направлении реализации проекта ТТП.