Бишкек, Кыргызстан. - 8 мая на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Москве 2015 года были подписаны документы о вхождении Кыргызстана в состав ЕАЭС. После их ратификации парламентами всех стран блока Кыргызстан станет полноправным членом интеграционного объединения. В своем выступлении на заседании совета президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев выразил надежду, что Евразийский экономический союз укрепит стабильность на евразийском пространстве.
Для Кыргызстана выступление в ЕАЭС стало завершением пути, начатого в 2010 году после падения режима президента Курманбека Бакиева. С приходом к власти Розы Отунбаевой и затем Алмазбека Атамбаева внешнеполитический курс республики был скорректирован и с тех пор остается устойчивым. По словам руководителя отдела внешней политики администрации президента КР Сапара Исакова:
«В Киргизии есть общественная поддержка интеграции, есть полное понимание ее выгодности в парламенте, со стороны бизнеса. У Киргизии есть единственный путь – это вступление в Евразийский экономический союз, у нас нет другой альтернативы».
Однако вступление Кыргызстана в Евразийский экономический союз происходит в сложных внешне- и внутриполитических условиях. Страна переживает серьезный экономический и энергетический кризис, для преодоления которых предпринимаются и дипломатические шаги. Кыргызстан пытается компенсировать нехватку электричества с помощью его закупки в Казахстане и Таджикистане. Также Бишкек стремится к получению электроэнергии от Туркменистана - в ноябре 2014 года там побывал с официальным визитом президент Атамбаев. Однако этому мешает отсутствие возможности прямой, без транзита через территорию других центральноазиатских стран, передачи электроэнергии. В рамках межправительственного соглашения между Россией и Кыргызской Республикой идет строительство каскада Верхненарынских ГЭС.
В октябре 2015 года в Кыргызстане пройдут выборы парламента. Активно обсуждается возможность проведения референдума по изменению действующей конституции (восьмой по счету со времени основания республики).
Часть кыргызстанской политической и экономической элиты не поддерживает вступление в ЕАЭС, так как это противоречит их интересам по транзитной торговле с Китаем.
Однако в целом в обществе и политической элите сложился консенсус по вопросу о присоединении к евразийской интеграции и ее оптимальности по сравнению с другими из немногих возможных вариантов будущего Кыргызстана.
Вступление Бишкека в ЕАЭС означает для него прежде всего расширение сотрудничества с Россией и Казахстаном. Отношения с Беларусью остаются напряженными из-за разногласий вокруг фигуры бывшего главы республики Бакиева (Кыргызстан требует его выдачи). Армения находится слишком далеко и связи Кыргызстана с ней слабо развиты.
При этом внешнеполитический курс республики остается сбалансированным: Кыргызстан продолжает развивать отношения с США и европейскими странами. В марте и апреле 2015 года Атамбаев посетил несколько западноевропейских стран; в этот же период было достигнуто соглашение с США об облегчении визового режима. Продолжаются ежегодные двусторонние консультации Бишкека и Вашингтона. В Бишкеке также действуют региональные офисы многих международных и неправительственных организаций. Кыргызстан расширяет связи с Китаем, Турцией и арабскими странами.
В результате ни один из внешнеполитических партнеров Кыргызстана не контролирует доминирующую часть инвестиционных и иных стратегических проектов страны.
В июле 2014 года на территории Кыргызстана прекратил работу Центр транзитных перевозок США на авиационной базе «Манас», который использовался странами НАТО для транзита грузов в Афганистан и обратно. В связи с этим Сапар Исаков отметил:
«Это решение принималось на основе суверенного права Киргизии. При этом мы выполнили все обязательства перед международной антитеррористической коалицией в рамках соглашения от 2009 года по предоставлению нашей территории для функционирования центра до 2014 года».
Вместе с тем, Кыргызстан старается избегать прямого противостояния с кем-либо из глобальных игроков, особенно в условиях продолжающегося похолодания в международных отношениях. Это хорошо заметно по сдержанной и обтекаемой позиции республики по украинской ситуации.
Открытость Кыргызстана сотрудничеству с разными партнерами приносит заметные плоды. В стране работают Американский университет в Центральной Азии, Кыргызско-Российский Славянский университет, два турецких университета и Восточный университет имени Махмуда Кашгари-Барскани (ранее он назывался Кыргызско-Кувейтским университетом). В информационном пространстве соседствуют очень разные по своей редакционной политике филиалы иностранных СМИ. Крупнейшими инвесторами в горнодобывающей и инфраструктурной отрасли Кыргызстана являются китайские и российские компании, к этим сферам проявляют интерес и казахстанские фирмы.
Присоединение Киргизии к ЕАЭС вызывает различную реакцию в соседних странах, поскольку серьезно меняет сложившийся в постсоветский период баланс сил в Центральной Азии.
Для Узбекистана этот шаг Бишкека означает, что Ташкент теперь будет граничить уже с двумя членами ЕАЭС – Казахстаном и Кыргызстаном, притом, что последний находится между Узбекистаном и Китаем.
Кроме того, присоединение Кыргызской Республики означает продвижение евразийской интеграции на юг, удлинение общей границы ЕАЭС с КНР и усиление центральноазиатского компонента в ЕАЭС - после вхождения Кыргызстана две из пяти стран ЕАЭС будут находиться в Центральной Азии. Появляется общая граница между ЕАЭС и Таджикистаном.
Призыв к осторожности не означает прямое осуждение действий Украины на Востоке. Президент Петр Порошенко планирует продолжение военной операции, по-прежнему называя ополченцев "террористами". Пока волна революционного энтузиазма в обществе помогает правительству Украины в его радикальных планах - с поддержкой ЕС или без нее.
С учетом неустойчивой ситуации на валютном рынке Украины, любые трудности крупных российских компаний могут привести к падению курса гривны, снижению реального дохода граждан. Но главное – сократится количество рабочих мест и налоговых отчислений в бюджеты всех уровней.
Одно из важнейших внешнеэкономических событий последнего времени – переговоры между США, Канадой и Мексикой о пересмотре Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА). Они начались 16 августа 2017 года, продолжаются до сих пор и с течением времени становятся все более трудными. Партнерский треугольник рискует развалиться на обособленные двусторонние соглашения сомнительной надежности и долговременности.
Внутренние проблемы Франции в значительной мере отошли на второй план в политической повестке президента Макрона. В последнее время он, в основном, сосредоточился на продвижении своей программы общеевропейских реформ. Однако, какими бы убедительными ни казались его речи на сцене международной дипломатии, они не могут отвлечь от фундаментально важных перемен, происходящих внутри страны.