В июне 2013 года к власти в Египте пришли военные. В результате ожесточенной борьбы с представителями и сторонниками движения “Братьев мусульман” им удалось укрепить свое влияние и стабилизировать внутриполитическую ситуацию в стране. Однако положение в Египте далеко от устойчивого. Правительство военных сталкивается с множеством проблем, обусловленных как внутренними, так и региональными факторами.
Положение и перспективы правительства военных в 2014 году
Внутренние и внешние проблемы Египта во многом взаимосвязаны. Борьба крупных региональных игроков за сферы влияния подогревает внутриполитический конфликт. Политическая нестабильность отпугивает международных инвесторов и туристов, в результате чего страдает египетская экономика. Правительство военных оказывается в крайне невыгодном положении - перед ними стоят две трудноразрешимые задач. Во-первых, провести выборы и победить политических оппонентов в электоральной борьбе, придав дополнительную легитимность собственной власти. Во-вторых, Каиру необходимо избавиться от опеки спонсоров - Саудовской Аравии, Кувейта и ОАЭ. Последние, добившись свержения “Братьев мусульман” руками военных, преследуют цели дальнейшего укрепления своего влияния в Египте. Не во всем эти цели соответствуют стремлениям нынешнего египетского правительства.
Очевидно, что официальный Каир не способен полностью контролировать ситуацию в стране. В египетском обществе сохраняется напряженность. Правительству военных удалось провести референдум по новой конституции, которую практически единогласно поддержали участники голосования (более 95%). Это может стать основой для успешного выдвижения на пост президента министра обороны Египта А.Ас-Сиси. Тем не менее, движение “Братья мусульмане” все еще пользуется значительной поддержкой у населения. Если военным не удастся решить насущные проблемы - обеспечение городов продовольствием и энергоснабжением - их может постичь судьба предыдущего правительства. При этом Турция и Катар не отказались от поддержки “Братьев мусульман” и окажут им поддержку, в случае ослабления власти военных в Каире.
Решающее значение для развития ситуации будут иметь президентские и парламентские выборы, намеченные на весну 2014 года. Военным необходимо заручиться поддержкой большинства населения, привлечь на свою сторону салафитов и представителей либеральных кругов, а также коптов. Для обеспечения дальнейшей стабильности они должны обеспечить представительство максимального числа влиятельных политических групп в парламенте и правительстве. Только в этом случае можно будет избежать перехода политических меньшинств на сторону “Братьев мусульман”. При этом военные стремятся наладить контакты с отдельными представителями исламистов, чтобы внести раскол в движение и дискредитировать его наиболее реакционные круги. Однако в ходе выборов военным не удастся избежать возрастания напряженности в обществе и столкновений на улицах Каира и других египетских городов.
Препятствия на пути стабилизации ситуации
Важнейшей проблемой остается ситуация в сфере безопасности. В Египте сохраняется высокий уровень террористической угрозы. Военным не удается установить контроль над Синайским полуостровом и ликвидировать боевиков из группы “Ансар Бейт аль-Макдис”. Ее активность распространяется за пределами Синая, а тактика (использование террористов-смертников, покушения на официальных лиц и т.д.) наносит ощутимые удары по египетскому государству. Ожесточенная борьба египетских властей с “Братье мусульман” усугубляет ситуацию. Нежелание военных включить исламистов в политический процесс побуждает их к радикализации борьбы. Египет потенциально может стать рассадником терроризма в регионе. В первую очередь эта ситуация станет прямой угрозой безопасности Израиля.
Нестабильная ситуация в области безопасности является одной из главных причин экономических проблем Египта. Так, угроза терроризма усиливает недоверие потенциальных инвесторов. Это отчетливо проявляется в энергетической сфере: нехватка инвестиций в развитие собственных газовых месторождений и соответствующей инфраструктуры оборачивается перебоями в энергоснабжении египетских городов. При этом Египет потенциально способен самостоятельно обеспечивать себя электроэнергией. Проблема безопасности также обуславливает резкое сокращение доходов от туризма - ключевого сектора египетской экономики.
Роль международных участников
В этих условиях правительство военных вынуждено обращаться за международной помощью. Однако международное сообщество скептически относится к нынешнему египетскому руководству. Многое зависит от позиции США, которые поддержали революцию в Египте в 2011 году и приход к власти в 2012 году представителя “Братьев мусульман” М.Мурси. Впоследствии, однако, Вашингтон отошел от поддержки исламистов в Египте, видя их готовность пересмотреть значимые для США египетско-израильские отношения. Именно поэтому реакция США на военный переворот в июле 2013 года была сдержанной. Вместе с тем, переворот побудил американцев отменить намеченные совместные военные учения с египетской армией и сократить объем ежегодной финансовой помощи Египту. В конечном счете Вашингтону было выгодно возвращение военных к власти в стране. Связи США с египетскими военными и представителями спецслужб носят давний и прочный характер.
В ближайшее время США сконцентрируют основное внимание на переговорах с Ираном. По другим вопросам ближневосточной повестки дня, включая Египет, Вашингтон будет выжидать. В этих обстоятельствах создается возможность для активизации роли России. Москва заинтересована в развитии сотрудничества с Каиром, в первую очередь, в военной сфере. В последние годы Россия демонстрирует продуктивный деловой подход к выстраиванию отношений и стремится достигнуть взаимовыгодные договоренности с любым режимом в Каире. После военного переворота основные усилия Москвы были направлены на налаживание контактов с новым правительством. В середине ноября 2013 года состоялся визит в Каир российской делегации во главе с министром иностранных дел С.Лавровым и министром обороны С.Шойгу. В феврале 2014 года состоялся ответный визит египетской делегации в Москву, а в переговорах принял участие президент В.Путин.
Россия готова воспользоваться стремлением правительства военных в Египте диверсифицировать свою внешнюю политику и обеспечить самостоятельность своих действий от США. Успешная реализация этого курса позволит России укрепить свое региональное влияние. Египет, несмотря на все проблемы, остается крупнейшей страной арабского мира и ключевым игроком региона с точки зрения влияния на “арабскую улицу”. Однако новому египетскому президенту не удастся вывести страну из кризиса без помощи США, спонсоров из стран Персидского залива и международных финансовых структур. Военным во главе с А.Ас-Сиси, как и в недавнем прошлом Х.Мубараку, придется выстраивать отношения со всеми ключевыми региональными и международными игроками, чтобы обеспечить стабильность своей власти и безопасность в стране.
В заявлениях Пентагона все больше звучит готовность реализовывать двойственный подход в отношениях с Москвой, свойственный до сих пор Госдепартаменту. Между тем, Генри Киссинджер в своем недавнем интервью призывает Вашингтон концентрироваться не на сиюминутных интересах, а на долгосрочных целях при выстраивании отношений с Россией. Очередной шпионский скандал с участием американских спецслужб - на этот раз в Японии - обошелся без особого шума, что объясняется преимущественно знаичтельной зависимостью Токио от Вашингтона в сфере безопасности. Недавнее убийство журналистов в прямом эфире в Вирджинии заставили американских исследователей искать причины возросшего уровня насилия в стране.
В августе, после начала военно-воздушной контр-террористической операции США в Ираке, Палата выступила с призывом к международному сообществу предпринять аналогичные меры в Ливии. Не дождавшись однозначного, хотя и вполне очевидного, отказа со стороны западных партнеров, Тобрук начал искать союзников для борьбы с силами ВНК, представленнымив основном исламистами во главе с «братьями-мусульманами». Обвиняя Турцию, Катар, а также Судан, в пособничестве нелегально функционирующему в Триполи парламента, ливийское руководство в Тобруке обратилось за помощью к Египту и монархиям Залива, в последний год активно ведущим войну против «братьев».
Несмотря на имеющиеся разногласия, шансы на успешное завершение переговоров достаточно велики. Для Обамы, который пошел на конфликт с Конгрессом ради этого соглашения, оно может стать важнейшей дипломатической победой. А вот для президента Хасана Рухани и его министра иностранных дел Мохаммада Джавада Зарифа заключение соглашения вообще является вопросом политического выживания.
Глава европейской дипломатии Федерика Могерини выступила в Рамалле с рядом тезисов, раскрывающих позицию ЕС по палестино-израильскому урегулированию. Лейтмотивом ее речи стала поддержка палестинского правительства и призыв к Израилю остановить свою поселенческую активность на территории, подконтрольной Палестинской национальной администрации.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.