В июне 2013 года к власти в Египте пришли военные. В результате ожесточенной борьбы с представителями и сторонниками движения “Братьев мусульман” им удалось укрепить свое влияние и стабилизировать внутриполитическую ситуацию в стране. Однако положение в Египте далеко от устойчивого. Правительство военных сталкивается с множеством проблем, обусловленных как внутренними, так и региональными факторами.
Положение и перспективы правительства военных в 2014 году
Внутренние и внешние проблемы Египта во многом взаимосвязаны. Борьба крупных региональных игроков за сферы влияния подогревает внутриполитический конфликт. Политическая нестабильность отпугивает международных инвесторов и туристов, в результате чего страдает египетская экономика. Правительство военных оказывается в крайне невыгодном положении - перед ними стоят две трудноразрешимые задач. Во-первых, провести выборы и победить политических оппонентов в электоральной борьбе, придав дополнительную легитимность собственной власти. Во-вторых, Каиру необходимо избавиться от опеки спонсоров - Саудовской Аравии, Кувейта и ОАЭ. Последние, добившись свержения “Братьев мусульман” руками военных, преследуют цели дальнейшего укрепления своего влияния в Египте. Не во всем эти цели соответствуют стремлениям нынешнего египетского правительства.
Очевидно, что официальный Каир не способен полностью контролировать ситуацию в стране. В египетском обществе сохраняется напряженность. Правительству военных удалось провести референдум по новой конституции, которую практически единогласно поддержали участники голосования (более 95%). Это может стать основой для успешного выдвижения на пост президента министра обороны Египта А.Ас-Сиси. Тем не менее, движение “Братья мусульмане” все еще пользуется значительной поддержкой у населения. Если военным не удастся решить насущные проблемы - обеспечение городов продовольствием и энергоснабжением - их может постичь судьба предыдущего правительства. При этом Турция и Катар не отказались от поддержки “Братьев мусульман” и окажут им поддержку, в случае ослабления власти военных в Каире.
Решающее значение для развития ситуации будут иметь президентские и парламентские выборы, намеченные на весну 2014 года. Военным необходимо заручиться поддержкой большинства населения, привлечь на свою сторону салафитов и представителей либеральных кругов, а также коптов. Для обеспечения дальнейшей стабильности они должны обеспечить представительство максимального числа влиятельных политических групп в парламенте и правительстве. Только в этом случае можно будет избежать перехода политических меньшинств на сторону “Братьев мусульман”. При этом военные стремятся наладить контакты с отдельными представителями исламистов, чтобы внести раскол в движение и дискредитировать его наиболее реакционные круги. Однако в ходе выборов военным не удастся избежать возрастания напряженности в обществе и столкновений на улицах Каира и других египетских городов.
Препятствия на пути стабилизации ситуации
Важнейшей проблемой остается ситуация в сфере безопасности. В Египте сохраняется высокий уровень террористической угрозы. Военным не удается установить контроль над Синайским полуостровом и ликвидировать боевиков из группы “Ансар Бейт аль-Макдис”. Ее активность распространяется за пределами Синая, а тактика (использование террористов-смертников, покушения на официальных лиц и т.д.) наносит ощутимые удары по египетскому государству. Ожесточенная борьба египетских властей с “Братье мусульман” усугубляет ситуацию. Нежелание военных включить исламистов в политический процесс побуждает их к радикализации борьбы. Египет потенциально может стать рассадником терроризма в регионе. В первую очередь эта ситуация станет прямой угрозой безопасности Израиля.
Нестабильная ситуация в области безопасности является одной из главных причин экономических проблем Египта. Так, угроза терроризма усиливает недоверие потенциальных инвесторов. Это отчетливо проявляется в энергетической сфере: нехватка инвестиций в развитие собственных газовых месторождений и соответствующей инфраструктуры оборачивается перебоями в энергоснабжении египетских городов. При этом Египет потенциально способен самостоятельно обеспечивать себя электроэнергией. Проблема безопасности также обуславливает резкое сокращение доходов от туризма - ключевого сектора египетской экономики.
Роль международных участников
В этих условиях правительство военных вынуждено обращаться за международной помощью. Однако международное сообщество скептически относится к нынешнему египетскому руководству. Многое зависит от позиции США, которые поддержали революцию в Египте в 2011 году и приход к власти в 2012 году представителя “Братьев мусульман” М.Мурси. Впоследствии, однако, Вашингтон отошел от поддержки исламистов в Египте, видя их готовность пересмотреть значимые для США египетско-израильские отношения. Именно поэтому реакция США на военный переворот в июле 2013 года была сдержанной. Вместе с тем, переворот побудил американцев отменить намеченные совместные военные учения с египетской армией и сократить объем ежегодной финансовой помощи Египту. В конечном счете Вашингтону было выгодно возвращение военных к власти в стране. Связи США с египетскими военными и представителями спецслужб носят давний и прочный характер.
В ближайшее время США сконцентрируют основное внимание на переговорах с Ираном. По другим вопросам ближневосточной повестки дня, включая Египет, Вашингтон будет выжидать. В этих обстоятельствах создается возможность для активизации роли России. Москва заинтересована в развитии сотрудничества с Каиром, в первую очередь, в военной сфере. В последние годы Россия демонстрирует продуктивный деловой подход к выстраиванию отношений и стремится достигнуть взаимовыгодные договоренности с любым режимом в Каире. После военного переворота основные усилия Москвы были направлены на налаживание контактов с новым правительством. В середине ноября 2013 года состоялся визит в Каир российской делегации во главе с министром иностранных дел С.Лавровым и министром обороны С.Шойгу. В феврале 2014 года состоялся ответный визит египетской делегации в Москву, а в переговорах принял участие президент В.Путин.
Россия готова воспользоваться стремлением правительства военных в Египте диверсифицировать свою внешнюю политику и обеспечить самостоятельность своих действий от США. Успешная реализация этого курса позволит России укрепить свое региональное влияние. Египет, несмотря на все проблемы, остается крупнейшей страной арабского мира и ключевым игроком региона с точки зрения влияния на “арабскую улицу”. Однако новому египетскому президенту не удастся вывести страну из кризиса без помощи США, спонсоров из стран Персидского залива и международных финансовых структур. Военным во главе с А.Ас-Сиси, как и в недавнем прошлом Х.Мубараку, придется выстраивать отношения со всеми ключевыми региональными и международными игроками, чтобы обеспечить стабильность своей власти и безопасность в стране.
Публикация Вашингтоном списка китайских товаров, на которые могут быть введены импортные пошлины возродили опасения торговой войны. Заявление Трампа о скором выводе войск из Сирии перечеркнуло стратегию постоянного военного присутствия в стране. Переход от высылки российских дипломатов к обсуждению встречи с российским президентом заставил экспертов констатировать полное отсутствие в администрации единого видения на будущее американо-российских отношений.
Арсений Яценюк может снять с себя ответственность и нацелиться на досрочные выборы в качестве оппозиции президенту или согласиться на уговоры остаться, с тем пониманием, что именно нынешнее правительство будет нести ответственность за возможный провал военной операции.
Пока сенаторы проводят ревизию имеющихся в их распоряжении инструментов по сокращению полномочий президента в вопросах внешней политики, принятая Палатой представителей резолюция по Йемену продемонстрировала, что руководство обеих партий не планирует этими инструментами пользоваться на практике. Новое испытание баллистической ракеты КНДР вызвало довольно сдержанную реакцию администрации.
Когда переговорщики от ХДС-ХСС и СДПГ заявили о согласовании текста коалиционного договора, многим показалось, что неопределенность политической жизни Германии завершилась. Компромиссный характер документа позволял надеяться, что он без проблем найдет одобрение у социал-демократов, среди которых остается много противников GroKo. Однако амбиции лидера СДПГ Мартина Шульца едва не привели к очередному кризису среди социал-демократов, поставив под угрозу судьбу коалиции.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.