Победа Дональда Трампа на президентских выборах вызвала оживленную дискуссию о преемственности американского внешнеполитического курса при новом лидере. Среди экспертов в основном сформировалось понимание того, что, несмотря на ряд громких заявлений в ходе предвыборной кампании, Трамп-президент не будет заинтересован в немедленном воплощении своих обещаний в жизнь. Все его решения должны до поры до времени отражать позицию республиканской партии, иначе миллиардер рискует преждевременно попасть под процедуру импичмента, которой ему уже угрожают демократы. Соответственно, ожидать роспуска НАТО или немедленного строительства стены на американо-мексиканской границе преждевременно.
При этом даже одна лишь смена внешнеполитической риторики на более предметную, чего так ожидают от Трампа, может внести ряд позитивных изменений. Это касается, например, политики США в Закавказье, где Вашингтон сталкивается с интересами таких стран как Россия и Иран. Так, оценивая ситуацию вокруг Грузии, аналитик агентства «Внешняя политика» Сергей Маркедонов отмечает:
"То, что Грузия благодаря конструктивным российско-американским отношениям будет занимать более взвешенную позицию, не будет использовать противоречия Запада с Россией для других целей, как это делал Саакашвили, в этом ничего плохого не вижу, честно говоря… Мы увидим, что если российско-американские отношения будут улучшаться, то Грузии от этого будет только лучше".
Маловероятно, что новая американская администрация готова признать за Россией наличие в Закавказье своей эксклюзивной зоны интересов. Резкий уход США в изоляционизм будет воспринят внутри страны и во всем мире как показатель слабости, а это совсем не то, за что выступал Трамп. Вместо этого наиболее вероятной стратегией представляется поиск новых компромиссов и красных линий, которые смогли бы упорядочить имеющиеся противоречия и обеспечить определенные выгоды для Москвы и Вашингтона. Именно прагматизация отношений, по мнению Сергея Маркедонова, может стать новой основой российско-американского диалога в Закавказье:
«Полагаю определенная прагматизация отношений возможна. Она не предопределена, но шанс есть. То же самое касается Грузии, понятное дело, что Трамп не скажет, что «мы признаем Абхазию и Южную Осетию» и не будет восторженно поддерживать путинский подход. Но он и его команда могут согласиться какие-то сюжеты не эксплуатировать. Скажем, Москва не будет педалировать тему присоединения Южной Осетии. А Трамп и его партнеры достаточно скептически будут относиться к идее членства Грузии в НАТО, не будут излишне продвигать этот тезис».
В любом случае, позитивные изменения буду невозможны, если первые попытки конструктивных переговоров быстро зайдут в тупик. Трамп может выглядеть удобным переговорщиком, однако он не станет бороться за сохранение диалога, когда поймет бессмысленность дальнейших разговоров. И, само собой, любые уступки с его стороны будут иметь немалую цену.
Турция и США на этой неделе продолжили взаимные упреки по целому ряду накопившихся проблем. Новый Обзор ядерной политики берет курс на модернизацию ядерного арсенала, смещает акцент на развитие тактического ядерного оружия малой мощности. Оставшиеся 11 участников Транстихоокеанского партнерства опубликовали окончательный текст соглашения, вычеркнув из него все положения, отвечающие исключительно американским интересам.
Диалог Москвы и Эр-Рияда никогда не отличался особой теплотой и взаимным доверием. Однако состоявшаяся недавно встреча представителей правительства Королевства Саудовская Аравия с российскими коллегами и президентом Владимиром Путиным завершилась относительным успехом. Она проходила в сложный для обеих стран момент, и какого-либо прорыва в двусторонних отношений пока ждать не стоит.
В Евросоюзе понимают, что стороны и без того уже зашли слишком далеко в противостоянии. Поэтому если не произойдет резкое обострение ситуации на Украине, то ни о каком вводе существенных новых санкций речи идти не будет (расширение «черного списка» лиц на въезд в ЕС к таковым не относится). А значит и не ожидается серьезной эскалации конфликта между Россией и ЕС.
Москва заинтересована в компромиссе между Западом и Ираном по вопросу о ядерной программе. Россия рассчитывает открыть себе путь к полномасштабному сотрудничеству с Ираном и снять риск появления у своих южных границ новой ядерной державы.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.