Павел Лузин
Для латиноамериканских стран, имеющих хороший совокупный экономический и интеллектуальный потенциал, космическая деятельность сравнительно недавно стала одним из приоритетов развития. Однако Россия плохо представляет, что действительно она может предложить государствам Латинской Америки в космической сфере. С другой стороны, те страны региона, которые развивают свою космическую деятельность, не понимают, как сотрудничество с Россией можно использовать наилучшим образом.
ПРЕМИУМ
17 июня 2015 | 20:32

Производство спутников как платформа сотрудничества России со странами ЛА

Произошедший 16 мая неудачный запуск мексиканского спутника «MexSat-1» на российской ракете-носителе «Протон» ставит вопрос о перспективах сотрудничества в космосе между Россией и государствами Латинской Америки.

Для латиноамериканских стран, имеющих хороший совокупный экономический и интеллектуальный потенциал, космическая деятельность сравнительно недавно стала одним из приоритетов развития. В этом их отличие от стран Восточной и Юго-Восточной Азии, где идет жесткая конкурентная борьба между местными производителями, американскими и европейскими аэрокосмическими компаниями. Отсюда понятен политический интерес Москвы именно к Латинской Америке – здесь открываются возможности общего укрепления отношений, совместного освоения космоса и получения заказов для российской космической отрасли.

Однако Россия плохо представляет, что действительно она может предложить государствам Латинской Америки в космической сфере. С другой стороны, те страны региона, которые развивают свою космическую деятельность, не понимают, как сотрудничество с Россией можно использовать наилучшим образом.

Москва считает разумным предлагать странам Латинской Америки лишь то, что длительное время пользуется спросом у других игроков – это пусковые услуги и кооперация в этой области. Преобладает консервативный подход: Россия не готова рисковать и ищет от сотрудничества только краткосрочные внешнеполитические и финансовые дивиденды.

Сегодня на орбите Земли летает 12 латиноамериканских спутников, запущенных Россией. Они принадлежат частным компаниям или государственным ведомствам Аргентины, Перу и Уругвая, либо эксплуатируются в рамках международных консорциумов с их участием. «MexSat-1» должен был стать тринадцатым. Вместе с тем, все страны Латинской Америки имеют на орбите 37 спутников, среди которых есть аппараты, произведенные как самими этими странами, так и компаниями из других стран, а также эксплуатирующиеся совместно с США, Японией и Китаем.

Россия принимает участие в создании наземной инфраструктуры для создаваемой бразильской ракеты-носителя «VLS-1». К тому же в декабре 2014 г. вице-премьер Дмитрий Рогозин выступил с предложением о размещении в водах Бразилии международной плавучей пусковой платформы «Sea Launch», на 95% принадлежащей российской стороне. Однако финансовые проблемы этого проекта – компания в последние годы генерирует убыток – дополнились еще и проблемами политическими, поскольку в рамках проекта используется украинская ракета-носитель «Зенит».

Конкуренция на мировом рынке пусковых услуг растет, а сам этот рынок занимает лишь малую часть общего объема космических товаров и услуг. Так, в 2014 году в мире было произведено 92 космических запуска, из которых 23 старта были коммерческими и принесли выручку в 2,36 млрд долларов. Достаточно сравнить это с более чем 320 млрд долларов всего мирового космического рынка, чтобы оценить реальное положение дел. К этому можно добавить, что свои ракеты для космических запусков сегодня предлагают не только США и ЕС, но также Китай, Индия, Япония, а в обозримой перспективе к ним присоединятся Южная Корея и Бразилия. Для действительно устойчивого сотрудничества со странами Латинской Америки России надо предложить им нечто более перспективное.

Сами латиноамериканские игроки заинтересованы в спутниках различного назначения, а также в участии в космических исследованиях. Они производят собственные космические аппараты, покупают их за рубежом, их компании и исследовательские центры налаживают международную производственную кооперацию в этой сфере. Здесь есть место для новых игроков – Китай поставил два спутника Венесуэле, один спутник Боливии, а еще один произведенный им спутник эксплуатирует совместно с Бразилией.

Россия экспортирует космические аппараты в Иран (2005), Белоруссию (2011), Израиль (2011), Казахстан (2011), Египет (2014) и Южную Африку (2014). Однако это были единичные поставки. Аналогичные сделки возможны и со странами Латинской Америки, однако без совместной долгосрочной космической деятельности они будут иметь ограниченный коммерческий эффект.

Сами же государства региона имеют смутное представление о том, что могло бы стать предметом космического сотрудничества с Россией и именно за Москвой должна быть инициатива. Российская космическая программа на 2016–2025 гг. должна в части фундаментальных исследований космоса быть ориентированной на привлечение зарубежных партнеров и, главное, осуществляться в четком соответствии с заявленными планами. Именно этот раздел в космической программе на 2006–2015 гг. оказался провальным, а проекты, где участвовали другие страны, за исключением обсерватории «Радиоастрон», не были реализованы.

Просматривается направление, где космическое долгосрочное сотрудничество между Россией и странами Латинской Америки может принести как научный, так и экономический и политический результаты. Это кооперация университетов и научных центров. Из упомянутых выше 37 латиноамериканских спутников 12 аппаратов используется в научно-исследовательских целях, из которых 2 приобретены в Китае, 2 произведены местными научными центрами совместно с другими странами, а еще 8 созданы самостоятельно в научных институтах и университетах.

В настоящее время на рынке коммерческих спутников доминируют и жестко конкурируют между собой европейские и американские производители. В этот сегмент пытаются пробиться японские и китайские их конкуренты. Отдельные компании в других странах, включая Латинскую Америку, также пытаются производить такие аппараты, но выпускают их для внутреннего рынка и зачастую используют в них европейские и американские комплектующие.

Другая картина - в сегменте исследовательских спутников и спутников, создаваемых для отработки и развития отдельных технологических решений. Там преобладают университеты и научные центры, и открываются широкие возможности для гибкой, взаимовыгодной и равноправной двухсторонней и многосторонней кооперации. Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили и другие страны Латинской Америки, ведущие космическую деятельность, заинтересованы именно в таком виде сотрудничества, поскольку оно в долгосрочной перспективе способствует их интеллектуальному и экономическому развитию. Это в высшей степени актуально для России, обладающей широкой сетью университетов и институтов Академии Наук, вовлеченных в космическую деятельность и способных стать базой для сотрудничества в этой сфере с латиноамериканскими университетами и компаниями.

Космос всегда сопряжен с риском, более того – для успешной космической деятельности рисковать необходимо.

Авария при запуске «MexSat-1» воспринимается болезненно, оттого что риски представлялись минимальными, но минимальным был и взаимный интерес к сотрудничеству.

России необходимо изменить свой подход к космическому сотрудничеству и его цели, сделав акцент на получении новых знаний и решении новых технических задач. Для латиноамериканских стран это представляет серьезный интерес.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Реалистический подход»

12 октября 2015 | 09:02

Стратегия России в сирийской кампании: взгляд из Москвы

При поддержке Сирии, Ирака и Ирана Россия может надеяться одержать победу над ИГИЛ и уничтожить боевиков, включая выходцев из стран СНГ. В случае реализации этой амбициозной цели будет заложена основа для восстановления сирийских и иракских границ, а также укрепления их преданности Москве в будущем. 

11 августа 2017 | 20:35

Между принятием "санкционного закона" и его реализацией нет автоматизма

Несмотря на такое, вроде бы лобовое столкновение, наоборот, имеет место попытка провести инвентаризацию того, по каким вопросам сотрудничество возможно. Более того, есть настрой на то, чтобы даже в этих сложных условиях пытаться найти ниши для сотрудничества. И вызвано это исключительно тем, что последние санкции были приняты не в едином порыве, в консенсусе между американскими и европейскими элитами, а в ситуации глубокого внутреннего водораздела внутри политической элиты США, с одной стороны, и между США и их союзниками в Европе – с другой.

25 сентября 2014 | 19:06

Возможно ли историческое примирение после украинского конфликта?

Попытка скрыть внутриукраинские противоречия под объединяющим лозунгом европейской интеграции может привести к трагической близорукости, присущей советской власти по итогам предыдущей войны.

17 апреля 2015 | 19:25

Результаты энергетического саммита клуба «Валдай» в Берлине

Часть протекающих в экономике Европы перемен вызвана объективными причинами – технологическими прорывами и переменами на сырьевых рынках. Но другие напрямую связаны с субъективными факторами и непродуманными политическими решениями.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
20 февраля 2015 | 15:00
23 декабря 2014 | 09:00
17 марта 2014 | 19:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова