Минувшая неделя отметилась беспрецедентным ростом напряженности в российско-американских отношениях. Перемирие в Сирии, которое с таким трудом удалось согласовать Джону Керри и Сергею Лаврову, оказалось недолговечным и с многочисленными нарушениями едва продержалось неделю. В довершение всего, представитель Государственного департамента Джон Кирби пригрозил России терактами в её городах и новыми потерями среди российских военнослужащих. Эти слова встретили предсказуемо жесткую реакцию в Москве, где расценили данные высказывания как свидетельство поддержки Вашингтоном террористов в Сирии.
Резкие заявления Вашингтона, безусловно, преследуют цель запугать Россию и Иран возможными последствиями их поддержки Башара Асада. Однако пока сложно сказать, какие конкретные действия предпримут США, чтобы остановить Москву, избегая лавинообразного расширения масштабов конфликта. Представить в сложившихся условиях американское вторжение в Сирию довольно сложно. По словам аналитика агентства «Внешняя политика» Геворга Мирзаяна:
«У США нет никакой стратегии в Сирии, пусть спецслужбы и Пентагон сейчас говорят, что если сотрудничество с Москвой полностью сорвется, то американцы начинают военную операцию. Только это слова, а на деле все упирается в тот факт, что у США просто нет возможности ее начать. Непонятно, кто будет воевать на земле? Американские солдаты? Нет, конечно, никто их туда не пошлет. Тогда, кто будет воевать за них? И кто будет купировать риски прямого военного столкновения с США и Ираном? Поэтому вся эта линия Пентагона и спецслужб является для американцев тупиковой, соответственно, единственный их шанс – это мирные инициативы Джона Керри».
Маловероятно, что США позволят себе открытую поддержку тех группировок, которые однозначно ассоциируются с террористами. И хотя запрещенная и признанная экстремистской в России «Джебхат ан-Нусра» провела своеобразный "ребрендинг" и превратилась в «Джебхат Фатах аш-Шам», её связи с пресловутой "Аль-Каидой" очевидны. В условиях продолжающейся предвыборной кампании любые намеки на сотрудничество американского правительства с организаторами терактов 9/11 абсолютно неприемлемы.
Провал договоренностей Лаврова и Керри по Сирии и отказ США и России от координации ударов по террористам приведут к росту активности в сирийском конфликте других региональных игроков: Ирана, Саудовской Аравии, Турции, которые буду преследовать свои интересы, что, в свою очередь, приведет к новым виткам насилия. По мнению руководителя агентства «Внешняя политика» Андрея Сушенцова:
«У кого-то из региональных участников, Ирана или Саудовской Аравии могут сдать нервы, и они пойдут во все тяжкие».
Доказательством негативного влияния на конфликт новых участников могут служить действия Турции, которая продолжает проводить военную операцию «Щит Евфрата», направленную преимущественно против курдских вооруженных формирований и их союзников. В результате боевики ИГИЛ получили возможность перегруппироваться в регионе и направить силы на более опасные направления. При этом вопреки заявленным целям операции Анкары, нелегальный транзит нефти и других товаров на территориях, занятых турецкой армией, не прекратился.
Оптимальная стратегия для Москвы и Вашингтона в сложившихся условиях – вернуться за стол переговоров. Белый дом должен, наконец, определиться с тем, какие группировки он относит к умеренной оппозиции, а какие к террористам и не раздражать Кремль намеренной или случайной поддержкой боевиков. В свою очередь, Россия должна напомнить Асаду, благодаря кому его государство продолжает существовать и пресечь любые попытки Дамаска загребать жар чужими руками.
14 октября в Ереване состоялся очередной саммит ОДКБ. В ходе встречи было подписано более 20 документов, касающихся текущего состояния организации и перспектив её развития. ОДКБ не станет в ближайшем будущем евразийским аналогом НАТО, но сможет эффективно бороться с региональными вызовами.
Нейтралитет Пакистана уже нанес серьезный урон двусторонним связям и разочаровал руководство Саудовской Аравии, которое полагало, что из чувства благодарности и преданности королевскому дому Аль-Сауд, Пакистан поддержит Эр-Рияд в час нужды. Однако пакистанское руководство не желает быть втянутым в разгорающееся противостояние между Ираном и Саудовской Аравией, тем самым четко определяя границы «большой дружбы» с КСА.
Налицо общая угроза российским и американским интересам. Однако более детальный анализ северокавказского измерения отношений между Москвой и Вашингтоном показывает, что для воплощения на практике принципа «враг моего врага — мой друг» требуется учесть множество нюансов и деталей, которые, как правило, остаются вне фокуса внимания, утопают в потоке эмоциональной конфронтационной риторики с обеих сторон.
В начале 2000-х в Вашингтоне существовал принципиальный настрой на проведение силовой демонстрации где-либо в мире, но не было понимания, когда именно, где и против кого такую демонстрацию следует осуществить. Осенью 2001 года в Белом доме решение об объекте первой силовой акции в рамках «войны с террором» (выбор между Афганистаном и Ираком) принималось членами Совета по национальной безопасности в течение всего четырех дней.