Работа «временного» правительства Эстонии из реформистов и социал-демократов во главе с Таави Рыйвасом подходит к концу: 1 марта в стране пройдут выборы в парламент. На долю 35-летнего премьера выпал новый «ледниковый» период в отношениях с Москвой, российские контрсанкции, ударившие по экономике страны, и скандал в правительстве на национальной почве, который завершился уходом в отставку министра финансов Юргена Лиги.
Все это сопровождалось откровенным бегством перспективных эстонских политиков с государственных должностей в европейские институты, причем не дожидаясь истечения полномочий. В марте 2014 года Андрус Ансип отказался от премьерского кресла в пользу должности вице-президента Еврокомиссии, а в ноябре ради места в Европарламенте в отставку подал глава эстонской дипломатии Урмас Паэт, запомнившийся «неевропейской» версией расстрелов в центре Киева в телефонном разговоре с Кэтрин Эштон.
Политический ландшафт республики претерпел некоторую поляризацию. Предвыборное усиление межпартийных размежеваний наложилось на кризис между Россией, США и ЕС. Связующим звеном между внутренней и международной повесткой дня стало русскоязычное население. Политик Ээрик-Нийлес Кросс облек в слова давно вызревавший вопрос:
«Если будет война [с Россией], на чьей стороне будут воевать эстонские русские? Готовы ли мы считать своими тех, кто имеет эстонский паспорт, эстонское образование, эстонскую идентичность, но в чьих жилах течет русская кровь?»
Центристскую партию во главе с мэром Таллина Эдгаром Сависааром пытаются лишить негласного статуса изъявителя воли русскоязычного населения – поддержка центристов местными русскими за последнее время упала на 10%. Масштабная и явно управляемая кампания по дискредитации партии и лично ее лидера началась после обострения украинского конфликта, вину за разжигание которого центристы отказались возложить на Россию. Словами обозревателя Эльконда Либмана, правые эстонские политики видят две угрозы национальной безопасности: внешнюю (агрессивность России) и внутреннюю (Эдгар Сависаар). В конце января руководители трех других крупнейших партий – Реформистской, Социал-демократической и Союза Отечества и Республика – заявили, что исключают возможность коалиции с центристами.
«Каждый голос, отнятый у Эдгара Сависаара – это голос за Эстонскую Республику, поэтому я воспринимаю соперничество с ним как миссию во имя будущего страны», – сказал член Свободной партии Евгений Криштафович.
Партии активно пытаются разыграть «русскую карту». Правые силы (Партия реформ, Союз Отечества и Республика) и социал-демократы приняли на вооружение вопросы интеграции и гражданства. Первый в истории страны «русский» министр Евгений Осиновский приблизился к достижению компромисса о судьбе образования на родном языке.
Впервые за долгие годы «русская» проблематика вошла в предвыборный дискурс не как точка консолидации центристского электората, а как один из важных пунктов предвыборной программы значимых политических сил.
По состоянию на 1 февраля больше всего шансов на победу у реформистов – с рейтингом 25%. Прямая угроза для них – Центристская партия, которую поддерживают 22% избирателей. На третьем месте социал-демократы с 18%, на четвертом – Союз Отечества (15%), далее – известная скандальными взглядами Свободная партия (8%) и консерваторы (5%). Преимущество центристов и Партии реформ – устоявшаяся электоральная база, выбор же между остальными партиями многие избиратели сделают в последний момент.
По мнению политолога Тыниса Саартса, голоса сомневающихся получит партия, которая точнее определит основной конфликт выборов – безопасность (включая внутреннее «русское» измерение), низкий уровень доходов или скатывание страны в стагнацию. Против реформистов здесь играет отсутствие прорывов в экономике и накопившаяся усталость от их пребывания у руля. Социал-демократы выступили с популярной экономической повесткой, однако избиратели пока не готовы воспринимать их как партию победителей: слишком удачно они вписались в роль ведомого партнера в тандеме с Партией реформ. Несмотря на высокий рейтинг, работа центристов сводится к удержанию электората. На фоне антироссийской истерии в СМИ «неортодоксальная» позиция по украинскому конфликту ударила по имиджу партии, открыто называемой «прокремлевской». Союз Отечества также потерял часть голосов в пользу реформистов, активно перенимающих более-менее популярные лозунги охранителей.
В новый состав Рийгикогу войдут пять или шесть партий против прежних четырех, и колебание предпочтений избирателей всего на 1-2% может изменить коалиционный расклад. При текущем распределении голосов создать коалицию большинства (51 место) из двух партий могут только центристы и Партия реформ, однако такой вариант заранее провозгласили неприемлемым (что, однако, не исключает его полностью). Скорее всего, реформисты продолжат успешный опыт сотрудничества с социал-демократами, взяв в довесок одного из миноритариев для получения большинства. Более экзотические варианты с участием четырех партий маловероятны при всей гибкости их политической ориентации.
Реальные поправки к нынешнему международному курсу Эстонии были бы возможны только в случае союза между центристами и социал-демократами. Однако Партия реформ, по всей видимости, останется ведущим участником будущей коалиции.
С учетом с высокой доли «импорта» в международных решениях Таллина это означает, что основы внешней политики Эстонии на период работы нового правительства не будут подвергнуты пересмотру.
Состояние контролируемой заморозки отношений с Россией устраивает эстонцев и по мере надобности используется их старшими партнерами в лице Вашингтона и Брюсселя. Однако по меньшей мере грядущие выборы принесут некоторое обновление властной верхушки и станут лакмусовой бумажкой в вопросе о том, готова ли страна к внутренним переменам.
В регионе сформировались две позиции в отношении России - весьма жесткая польская, разделяемая прибалтийскими государствами и компромиссная венгерская, чешская и словацкая. Эти страны не используют в политической риторике тему потенциальной российской агрессии не потому, что находятся в иных условиях. Различие состоит в том, что они опасаются, что могут стать конфликтным лимитрофом, а Польша, наоборот, к этому стремится.
В Евросоюзе понимают, что стороны и без того уже зашли слишком далеко в противостоянии. Поэтому если не произойдет резкое обострение ситуации на Украине, то ни о каком вводе существенных новых санкций речи идти не будет (расширение «черного списка» лиц на въезд в ЕС к таковым не относится). А значит и не ожидается серьезной эскалации конфликта между Россией и ЕС.
Эстония выступает с острой критикой России, рассчитывая на заинтересованное участие в своей судьбе со стороны Брюсселя и Вашингтона. Накал антироссийской риторики Таллина может снизиться только после примирительных сигналов из стран “старой Европы”. Двустороннее взаимодействие Москвы и Таллина на ближайший период будет сводиться к минимизации ущерба.
Представленные данные показывают, что интеграционные проекты с участием России имеют наилучшие шансы в республиках Центральной Азии, включая даже нейтральный Туркменистан. В этих странах восприятие России в качестве дружественного государства и позитивное отношение к участию ТС является доминирующим трендом, который чаще всего поддерживает более половины населения.