Татьяна Тюкаева
В Персидском заливе Кувейт стремится позиционировать себя как нейтральное государство-посредник, выступающее за мирное урегулирование возникающих проблем и налаживание добрососедских отношений.
ПРЕМИУМ
16 июня 2014 | 08:57

Региональные приоритеты внешней политики Кувейта

В 2 августе 2014 г. отмечается 24-ая годовщина оккупации иракскими вооруженными силами территории Кувейта. Но сегодня ирако-кувейтские отношения переживают расцвет. В январе 2011 г. состоялся первый после событий 1990-1991 гг. визит кувейтского эмира в Багдад. Динамика встреч на высоком и высшем уровне растет. Ирак выплатил Кувейту более 45 млрд долл. репараций и планирует выплатить оставшиеся менее 7 млрд к 2015 году. Функционирует Ассоциация ирако-кувейтской дружбы, Комитет торгово-экономического сотрудничества, Медиа-форум и другие совместные проекты и предприятия. Кувейт является одним из крупнейших инвесторов, участвующих в восстановлении иракской экономики после войны 2003 года. Масштабное кувейтское участие в иракском банковском секторе даже породило критику со стороны Багдада в адрес эмирата во вмешательстве во внутренние дела Ирака наряду с Саудовской Аравией, Катаром и Турцией.

В Персидском заливе Кувейт стремится создать себе образ нейтрального государства-посредника, выступающего за мирное урегулирование возникающих проблем и налаживание добрососедских отношений. В 2014 г. Кувейт возглавлял Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) и сыграл посредническую роль между Катаром и Саудовской Аравией, которая наряду с Бахрейном и ОАЭ отозвала в знак протеста против катарской региональной политики своего посла из Дохи. Характерно, что кувейтский эмират, выступая за единство «братских монархий», наряду с Оманом фактически препятствует созданию военного союза Залива. Формальным поводом является положение конституции монархии о верховенстве катарского законодательства над международным. Опасаясь за свой суверенитет Кувейт не желает расставаться даже с его частью.

Важными являются отношения Кувейта с Ираном. Кувейтский монарх шейх Сабах аль-Ахмад аль-Сабах во главе делегации, состоящей из министров иностранных дел, нефти, финансов, торговли и промышленности, 1 июня 2014 года посетил Тегеран. В ходе визита был подписан ряд соглашений, в том числе Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в сфере безопасности. Председательство Кувейта в ССАГПЗ способствует потеплению отношений между монархиями Залива и Ираном, которое наметилось с приходом к власти Хасана Рухани и успехами международных переговоров по иранской ядерной программе. В частности, иранскому министру иностранных дел Мохаммеду Джаваду Зарифу направлено приглашение принять участие в предстоящем саммите Организации исламского сотрудничества (ОИС) в Эр-Рияде. Кувейтский МИД подчеркивает, что между эмиратом и Ираном «не существует серьезных противоречий».

Роль посредника и миротворца Кувейт стремится играть также и на общеарабском уровне. Кувейтское руководство выступает за мирное урегулирование сирийского кризиса. В начале года эмират принял очередную Конференцию по оказанию гуманитарной помощи Сирии, являясь при этом одним из основным доноров. Наряду с Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами Кувейт в последний год активно дотирует египетскую экономику.

На международном уровне Кувейт также играет роль спонсора развивающихся стран. Государственный Кувейтский фонд арабского экономического развития (КФАЭР) предоставляет гранты и льготные кредиты странам третьего мира преимущественно в областях инфраструктуры, энергетики, сельского хозяйства, коммуникаций и социальной сфере. Наряду с этим в Кувейте функционируют частные фонды, связанные с Аль-Каидой и другими исламистскими террористическими сетями. Эти организации выступают активными спонсорами радикальных групп сирийской оппозиции. 

Российско-кувейтское сотрудничество имеет позитивную динамику. Развиваются контакты с Росатомом и Газпромом, действует Межгосударственная торгово-экономическая комиссия. Кувейт закупает российское вооружение и российский сжиженный природный газ, а также проявляет интерес к инвестированию в проекты на Дальнем Востоке. Важным представляется сходство подходов российского и кувейтского руководств по сирийскому кризису. В феврале 2014 г. в столицу эмирата прибыл министр иностранных дел России Сергей Лавров для участия в очередном заседании в формате стратегического диалога России с ССАГПЗ. А в марте его заместитель Михаил Богданов участвовал в саммите Лиги арабских государств, также состоявшемся в Кувейте. В силу своего председательства в ССАГПЗ в текущем году Кувейт может сыграть значимую роль для развития отношений России с монархиями Залива. 

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

11 августа 2015 | 13:04

А вас я попрошу остаться

Украинские власти - по сути, единственная сторона, кому выгодно немедленное изгнание или добровольный исход наблюдателей из зоны конфликта. В отличие от Москвы и Брюсселя, Петру Порошенко необходимо возобновление боевых действий - только на фоне «отражения российской агрессии» он может просить у уставшего от него Запада деньги, а также военную и политическую поддержку. В этом плане Миссия ОБСЕ ему мешает.

3 апреля 2014 | 22:39

Наркокартели Мексики и интересы США

Ряд штатов Мексики оказался под властью наркокартелей. У властей нет ни ресурсов, ни политической воли для возврата контроля над страной. 

19 октября 2014 | 19:00

Страны ЦВЕ разобщены по российскому вопросу

В регионе сформировались две позиции в отношении России - весьма жесткая польская, разделяемая прибалтийскими государствами и компромиссная венгерская, чешская и словацкая. Эти страны не используют в политической риторике тему потенциальной российской агрессии не потому, что находятся в иных условиях. Различие состоит в том, что они опасаются, что могут стать конфликтным лимитрофом, а Польша, наоборот, к этому стремится.

4 февраля 2016 | 11:49

Рейтинг главных событий внешней политики России в январе 2016 года

Этот месяц был отмечен прежде всего интенсивным российско-американским  диалогом по целому ряду международных вопросов. Созданы условия для межсирийского диалога, хотя надежд на его успех очень мало. При этом, с американской стороны делается очень немало для того, чтобы инициативы  позитивного развития российско-американских связей были нарушены провокационными заявлениями, наподобие безосновательных обвинений заместителя министра финансов США Адама Жубина.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова