В последние 13 лет развитие отношений между Анкарой и Москвой начало выходить за рамки экономического сотрудничества – вплоть до регионального распределения сфер политического влияния. Принципиально, что эти изменения происходили в результате совместных усилий лидеров обоих государств.
1 декабря Владимир Путин посетил с государственным визитом Турцию. В ходе визита российский президент принял участие в заседании Пятого Саммита Совета Сотрудничества в Анкаре, приоритетным вопросами которого стали двусторонние экономические отношения, а также меры, направленные на достижение поставленной руководством двух стран цели — увеличение товарооборота между Россией и Турцией до 100 млрд долл. к 2020 году. Также сообщается, что Анкара подняла вопрос о снижении цены на природный газ, закупаемый в России. Путин позитивно отреагировал на данное предложение и заявил о готовности снизить цену на 6%. Кроме того, Президент Путин сделал еще одно очень важное заявление касательно прекращения реализации проекта строительства газопровода «Южный Поток», который должен был проходить через турецкую исключительную экономическую зону. Параллельно с этим, турецкая и российская энергетические корпорации - «БОТАШ» и «Газпром» - подписали меморандум о создании на греческой границе газового хаба для продажи газа южно-европейским странам. По заявлению Владимира Путина:
«Все, кто заинтересован в получении энергоресурсов, смогут приобретать их там».
Помимо этого, Турция и Россия подписали новое соглашение о строительстве второго трубопровода «Голубой Поток». Президенты двух государств также обсудили ряд международных и региональных вопросов, прежде всего – события в Сирии и на Украине.
В ходе саммита министры экономики Турции и России подписали историческое соглашение из 5-пунктов, очерчивающих конкретные области преференциальной торговли. В частности, были затронуты вопросы устранения барьеров в торговле между двумя странами и создании таможенного союза, вопросы системы банковских расчетов и поощрении инвестиций, а также, что представляет особую важность, обсуждалась проблема использования национальной валюты – рубля и лиры – в двустороннем торговом обмене.
Большое значение российско-турецкой торговли наглядно демонстрирует статистика. Объем российских инвестиций в Турции составляет приблизительно 1,7 млрд долл., а турецкие инвестиции в России достигают почти к 1 млрд долл. Число российских туристов в Турции в 2014 году составило 5 млн, что свидетельствует о важной роли России в развитии турецкого туризма. На саммите было принято решение о продолжении развития туризма между двумя странами. В этой связи 2016 год будет объявлен перекрестным годом российско-турецкого туризма.
Вместе с тем, на совместной пресс-конференции отчетливо проявились различия позиций сторон по основным международным вопросам: так, заметно расходятся российский и турецкий подходы в решении сирийского кризиса. Однако, очевидно также и то, что в нынешнем переходном состоянии мировой политической системы, и для Москвы, и для Анкары важно дальнейшее развитие добрососедских отношений. Во время визита Путина в Анкару в турецкой прессе активно обсуждался вопрос о том, смогут ли Путин и Эрдоган изменить историю своих стран, что связано, в первую очередь с тем, что оба лидера в последние годы выступают с жесткой критикой в адрес Запада, в особенности – западную политику «двойных стандартов».
По мнению Посла России в Турции Андрея Карлова, украинский и крымский вопросы являются камнем преткновения в отношениях между двумя государствами, что объясняется тем, что Россия и Турция придают особое значение обсуждению даже тех вопросов, по которым позиции сторон расходятся.
Проводя итоги российско-турецкого саммита в Анкаре и в соответствии с заявлением генерального консула России в Анталии Александра Толстопятенко, следует подчеркнуть, что по многим международным вопросам у Турции, как и у России, имеется собственное видение. При этом Москва и Анкара, как правило, стараются совместно найти путь решения возникающих проблем. В период Холодной войны страны находились в противоположных лагерях, и совершенно ясно, что сближение между ними не могло произойти за такой короткий период времени. Однако, принципиальное значение имеет то, что руководства обоих государств осознают важность сотрудничества и активно прикладывают усилия для его развития. Тот уровень экономических отношений, который существует между странами сегодня, позволяет говорить о том, что со временем Россия и Турция будут сближаться в политической сфере, а также при решении региональных вопросов.
Москва заинтересована в компромиссе между Западом и Ираном по вопросу о ядерной программе. Россия рассчитывает открыть себе путь к полномасштабному сотрудничеству с Ираном и снять риск появления у своих южных границ новой ядерной державы.
Объясняя письмо, содержащее отказ от участия в саммите в Сингапуре, необходимостью положить конец «двухмесячному флирту» с Северной Кореей, американская администрация на этой неделе возобновила подготовку, отметив появившуюся серьезность намерений Пхеньяна. Перемирие в торговой войне с Китаем завершилось новыми угрозами со стороны Вашингтона, призванными поднять ставки на предстоящем раунде переговоров.
Турция в правление «Партии справедливости и развития» перестала концентрироваться лишь на евро-атлантическом направлении, и ее внешняя политика постепенно приобрела многовекторный характер.
Политическая роль Казахстана в мире и даже регионе не дотягивает до роли экономического лидера. Именно поэтому казахстанские власти активно пиарят страну на внешней арене. Безусловно, одной из важнейших витрин страны является столица Астана. Выстроенный в степи город поражает пространством, высотными зданиями и, самое главное, чистотой (что редкость на постсоветском пространстве). Однако для того, чтобы иностранцы увидели Астану, их нужно туда заманить.