16 сентября в Бишкеке состоялся юбилейный саммит Содружества Независимых Государств. В его работе приняли участие президенты Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, России и Таджикистана. Молдавия была представлена на уровне премьер-министра, Туркмения — вице-премьера, Узбекистан представляет глава МИДа, а Украину — посол в Киргизии. На повестке дня стояло 15 вопросов по развитию сотрудничеств стран-участниц в экономике, социальной сфере, безопасности и культуры.
Одним из центральных вопросов саммита стал сам факт существования СНГ. За прошедшие 25 лет с момента учреждения организации для многих экспертов она представляется нежизнеспособным образованием. С момента распада СССР интересы и геополитические пути бывших союзных республик сильно разошлись. Такие страны, как Грузия или Украина, не выражают желания участвовать в совместных интеграционных проектах с Россией, в то время как сама Москва давно оставила попытки стянуть вокруг себя постсоветское пространство в формате СНГ и сосредоточилась на проекте Евразийского союза. Ряд экспертов уже успели сравнить СНГ с зомби – мертвым организмом, изредка проявляющим невразумительную активность.
Однако, рассуждая о текущей политической роли Содружества Независимых Государств, стоит помнить, что основной целью его создания были, в первую очередь, нормализация дезинтеграции Советского союза и создание площадки для разрешения возможных противоречий при разделе единого экономического и геополитического пространства. После того как эта задачи были в целом решены, стало очевидно, что использовать СНГ для обратного процесса – создания новой интеграционной модели – оказалось малоэффективно.
Означает ли это, что СНГ выполнило свою историческую роль, и организацию следует растить за ненадобностью?
По мнению ряда экспертов, Содружество Независимых Государств может продолжить эффективно работать в качестве дискуссионной площадки, которая объединит столь различные между собой бывшие советские республики. По словам аналитика агентства «Внешняя политика» Геворга Мирзаяна:
«…для этого нужно лишь сделать так, чтобы ни у кого не было от Содружества завышенных ожиданий. То есть формально превратить его в толерантную дискуссионную площадку, где будут участвовать разные, независимые, но при этом связанные общей исторической судьбой страны. В таком СНГ будет место и пытающейся обрести свою идентичность Молдове, и прозападной Грузии, и даже Украине — если, конечно, Киев откажется от провокации соседей по постсоветскому пространству и вернется к проведению многовекторной политики».
Принятые на последнем саммите документы указывают на желание стран-участниц сохранить коммуникационные потенциал СНГ. Так, было принято решение о сокращении численности бюрократического аппарата СНГ (на 11% сократится Межгосударственный статистический комитет), подписаны программы сотрудничества между государствами-участниками в различных сферах до 2020 г. В качестве своеобразной пробы Содружества как дискуссионной площадки стало инициирование переговоров между Россией и Молдовой по вопросу введения пошлин на молдавские товары после подписания Кишинёвом соглашения об ассоциации с ЕС.
СНГ, безусловно, не может оставаться эффективной организацией, действуя исходя из реалий 1990-х годов. Однако у Содружества есть потенциал для реформ и трансформации с учетом вызовов времени. И здесь усиливающиеся различия между его участниками могут пойти на пользу. СНГ может стать уникальной переговорной и культурной площадкой, аккумулирующей в себе всё динамичное многообразие постсоветского пространства.
Все олигархи, кроме Порошенко, заинтересованы в снижении проходного барьера, чтобы повысить шансы своих малорейтинговых проектов на формирование парламентских фракций. Чем больше фракций будет в Верховной Раде – тем больше будет цена поддержки олигархами важных для власти законопроектов.
Группировка “Правый Сектор” возникла в конце 2013 года как конгломерат нескольких националистических организаций. У организации сложилась вертикальная структура управления, основой ее идеологии стал радикальный украинский национализм. "Правый сектор" зарекомендовал себя как наиболее радикальная и организованная оппозиционная сила в украинских протестах.
В ходе маневров в Кыргызстане и Казахстане в 2014 году войска ОДКБ учились оказывать гуманитарную помощь гражданскому населению, условно пострадавшему в результате вооруженного конфликта.
КНДР нуждается в экономической помощи для развития, но уже не готова отказаться от своей ядерной программы ради ее получения. Взвинтив ставки, Пхеньян пробует добиться этой помощи от международного сообщества, используя в качестве «разменной монеты» уже не ядерное оружие, а развернутую им военную активность.