После парламентских выборов в Молдове 28 ноября 2014 года формирование правительственной коалиции затянулось. В прошлый раз, в 2010 году, проевропейское большинство договаривалось почти месяц, но теперь переговоры тянутся уже восьмую неделю. Напряженность между партнерами по коалиции вызвана не только эмоциональной неприязнью между лидерами партий и неутихающим дележом министерских портфелей, но и разным видением политических приоритетов. Один из таких приоритетов – состав коалиции и расклад сил в правительстве. Часть партий в коалиции выступает за присоединение к проевропейскому большинству коммунистов.
Таким образом, в молдавской политической системе может совсем исчезнуть идеологический баланс.
Партии проевропейской коалиции предыдущего созыва парламента совокупно получили 55 депутатских мандантов, а ранее располагали 59. Очевидно, сохранять коалицию в неизменном виде будет крайне сложно. С активной критикой партнеров по проевропейскому большинству выступила правоцентристская Либеральная партия Михая Гимпу. Либералы сочетают популистскую антикоррупционную риторику (например, идея о сокращении количества ведомств и государственных служащих) с требованием гарантировать для своего лидера пост главы государства в марте 2016 году, когда истекут полномочия действующего президента Николая Тимофти. Кроме того, Либеральная партия требует включить в свою квоту одно силовое ведомство и министерство транспорта. С учетом того, что фракция либералов в парламенте самая немногочисленная (13 человек), такие запросы не находят понимания у Демократической и Либерально-Демократической партий. В обоснование своих требований Гимпу выдвинул принцип равного распределения должностей, а не пропорционального. Таким образом, Либеральная партия открыто шантажирует партнеров по коалиции, ведь без участия либералов проевропейская коалиция может вообще не состояться или включит в свой состав Партию коммунистов. Оба варианта развития событий негативно скажутся, прежде всего, на либерал-демократах.
Либерально-демократическая и Демократическая партии продолжают переговоры с либералами, но не скрывают контактов с коммунистами. 13 января прошли консультации трех партий, договорившихся поддерживать контакты. Коммунисты во главе с Владимиром Ворониным на фоне резкого падения популярности пытаются показать себя конструктивной силой, стремятся примирить сторонников европейской и евразийской интеграции. После отказа Воронина весной 2014 года сотрудничать с российским руководством дальнейшее падение рейтингов коммунистов неизбежно. Поэтому Воронин пытается найти новую политическую нишу (вместо «главной пророссийской силы») и одновременно не допустить роспуска парламента. При этом, две партии коалиции по-разному видят итоги консультаций с ПРКМ: демократы склонны к созданию широкой коалиции, а либерал-демократы видят в консультациях лишь способ склонить Гимпу к уступкам. Более того, лидер либерал-демократов Владимир Филат выдвинул идею создания правительства без коалиции, что сохраняет возможность компромисса с либералами:
«Мы с ПКРМ не можем создать ни коалицию, ни альянс. Мы просто будем солидарно голосовать в парламенте, когда речь будет идти об интересах государства».
За партийными разногласиями отчетливо видны противоречия основных молдавских олигархов. Главный спонсор демократов Владимир Плахотнюк заинтересован в хаотизации управления в стране: пока курс на европейскую интеграцию давал ему такую возможность, демократы шли на уступки партнерам по коалиции. Для сохранения своего влияния над ситуацией Плахотнюк стремится контролировать силовые ведомства, в том числе намерен добавить МВД в квоту демократов. Однако такое усиление Плахотнюка не устраивает самого богатого молдаванина Габриэля Стати, стоящего за либералами. В свою очередь, бывший премьер Владимир Филат вовлечен в бизнес в Румынии, что делает процессы ассоциации с ЕС его личным интересом. Во всех этих противоречиях коммунисты видят возможность восстановить влияние Олега Воронина, спонсора партии и сына лидера ПКРМ.
Развитие событий может пойти по 4 сценариям:
1) проевропейские партии договариваются, Михай Гимпу идет на уступки;
2) ДПМ и ЛДПМ создают с коммунистами ситуативное большинство («миноритарная коалиция»), что позволит выставить либералов в невыгодном свете;
3) ДПМ и ЛДПМ вступают с коммунистами в полноценную коалицию и пропорционально распределяют портфели;
4) стороны обостряют конфронтацию и тем самым демонстрируют, что сформировать правительство невозможно, что является основанием для роспуска текущего созыва парламента.
В случае реализации первого сценария политическая ситуация в стране не изменится: Юрий Лянке от ЛДПМ получит пост премьер-министра, ДПМ выдвинет однопартийца в спикеры парламента (Игорь Корман или Мариан Лупу). Воплотить в жизнь наиболее спокойный вариант развития событий мешают неприязненные отношения между лидерами партий и олигархические противоречия.
Второй и третий сценарий наиболее благоприятны для коммунистов и в целом – для стабильности политической системы. Правящая коалиция (миноритарная или обычная) получит 63 голоса в парламенте и сможет спокойно избрать президента в 2016 году. В благодарность за сотрудничество коммунисты получат квоту на должности руководителей ЦИКа, Счетной палаты и Координационного Совета по телевидению и радио. Парадоксально, но такой сценарий устраивает и либералов, которые не упустят возможности обвинить партнеров по коалиции в предательстве и идеологической неразборчивости, а также переложат ответственность за ухудшающуюся социально-экономическую ситуацию на новую коалицию.
Последний сценарий не выгоден коммунистам и либералам. Внутри ПКРМ зреет раскол, далеко не все члены партии разделяют настрой Владимира Воронина на сотрудничество с проевропейскими политическими силами, многих не устраивают итоги парламентских выборов, ведь фракция коммунистов уменьшилась практически вдвое. В конце декабря прошлого года 6 райкомов ПКРМ выразили несогласие с линией руководства партии. В итоге, снижение рейтингов и раскол сильно снижают шансы коммунистов на сохранение даже имеющегося числа депутатов. Аналогично, разногласия между проевропейскими силами снизят рейтинг либералов, на них возложат ответственность за провал переговоров о коалиции. Однако роспуск парламента выгоден пророссийской Партии социалистов, популярность которой растет. Если ЛДПМ и ДПМ решат ослабить коммунистов и либералов, усиливая социалистов, то политическая система Молдавии существенно обновится, а в парламенте в основном будут представлены центристские и конструктивные силы. Но за это придется расплатиться непредсказуемостью итогов выборов и болезненными последствиями перераспределения баланса сил между олигархами (прежде всего, Габриэлем Стати и Владимиром Плахотнюком).
Представляется, что наиболее вероятно воплощение второго сценария, поскольку соотношение потерь и преимуществ для ЛДПМ, ПКРМ и ДПМ наиболее близко к оптимальному. В то же время, внешние силы (прежде всего, Брюссель) предпочли бы сохранить проевропейскую коалицию в нынешнем виде. В то же время, вхождение ДПМ в коалиционные комбинации является залогом дальнейших политических противоречий, что не могут не осознавать на Западе. Находясь в стороне от баталий крупных олигархических политический сил, Партия социалистов может укрепить свой рейтинг, тем более что, три сценария из четырех благоприятны для социалистов.
В итоге, переговоры о составе правительственной коалиции в Молдове в любом случае несут перемены, в том числе неприятные для ДПМ и ЛДПМ.
Новый год начался для немецкой дипломатии с обращения к проблемным сюжетам: украинскому кризису и сложным отношениям с Турцией. В Киеве Зигмар Габриэль стремился дать новые импульсы Минскому процессу. А в родном для себя Госларе он принимал турецкого коллегу Мевлюта Чавошоглу. Непростая неделя закончилась для Габриэля стартом коалиционных переговоров с ХДС-ХСС, от результатов которых зависит будущее крупнейших политических фигур ФРГ.
Хасавюртовские соглашения 1996 г. остаются неприятной страницей современной российской истории, которая почти затерялась на фоне событий Второй чеченской кампании и послевоенного восстановления республики. Однако именно тогда, вместе с унизительным поражением федеральных сил, начался и стремительный закат чеченского сепаратистского проекта.
Москва и Брюссель продолжают активные дипломатические маневры вокруг выстраивания новой архитектуры безопасности в Европе. Украинский кризис продемонстрировал, что старая, полуразвалившаяся система уже не работает. И Москва настаивает на создании новой, которая учитывала бы не только реалии Европы после холодной войны, но и реалии «мира после Майдана».
Процесс конституционной реформы, задуманной руководством Армении, не является рядовым событием. Он способен оказать существенное воздействие на политическую жизнь в республике. Не оставит он безучастными зрителями и внешних наблюдателей - у каждого из «зрителей» присутствует свой интерес либо к поддержанию имеющегося статус-кво, либо к внутренней дестабилизации в республике.