Нагнетание напряженности в отношениях между Россией и Западом в среднесрочной перспективе может поставить под вопрос единство элиты и широких социальных слоев в России. Будущее общественной солидарности будет зависеть от того, сумеет ли Москва использовать сложившуюся ситуацию в национальных интересах. Необходимо продолжить политику модернизации страны, создать условия для экономической и продовольственной безопасности, найти асимметричный ответ западным санкциям и предложить всем заинтересованным в диалоге с Россией сторонам модель, при которой санкции оказывали бы минимальное воздействие на сотрудничество.
В качестве защиты от санкционной политики ЕС и США правительство России обозначило курс на импортозамещение. Это неоднократно озвучивали в этом году в своих выступлениях президент Владимир Путин и премьер Дмитрий Медведев. Разработка программы была поручена Минпромторгу, руководство которого уже в августе 2014 года определило ее краеугольные камни: полное импортозамещение в ВПК и машиностроении, других стратегических отраслях, увеличение доли рынка российских компаниях в гражданской сфере, формирование стимулирующих мер для отечественной промышленности, поворот на Восток.
При этом российская элита продолжает посылать Западу сигналы о готовности к конструктивному диалогу. Так, ястреб российской внешней политики вице-премьер Дмитрий Рогозин в рамках состоявшегося 14 августа пленарного заседания «Кооперация и/или импортозамещение» заверил участников дискуссии, что Россия не предпримет ответных мер, способных разрушить сотрудничество с западными партнерами.
Сохраняющиеся традиционные каналы политического и экономического диалога в новых условиях разумно дополнить взаимодействием с западными контрагентами в менее приоритетных до настоящего времени отраслях. На них западные правительства не смогут мгновенно обратить внимание в силу сохранившихся с Холодной войны устаревших инструментов анализа (недаром фокусом санкций стали финансовая и энергетическая сферы, а также ВПК).
Выходом из санкционной логики может стать дробление общей государственной линии России на модернизацию нестратегических отраслей на относительно небольшие проекты, которые нельзя оперативно классифицировать как отдельную и системную программу по обходу санкций.
Менее масштабные проекты не всегда интересны государству, так как зачастую требуют отвлечения равных с крупными проектами ресурсов при меньшей отдаче. Однако государственные рычаги следует использовать для предоставления таких возможностей менее крупным игрокам, на которых санкции США не распространятся при должной предусмотрительности. Выборочно могут применяться и другие методы господдержки, разработанные руководством Министерства промышленности и торговли в рамке общего курса на импортозамещение: субсидии, льготное налогообложение и налоговые кредиты, введение таможенных пошлин на чувствительную для российских отраслей товарную номенклатуру, размещение госзаказа.
Функция государства - лишь очертить и координировать направления модернизации нестратегических отраслей с точки зрения национальных интересов путем неявного технологического сотрудничества России с ЕС и США.
Модернизацию нестратегических отраслей должен предварять анализ структуры российского импорта, выделения из него продуктов, которые не производятся у нас или производятся, но ввозятся в значительно большем объеме. Далее необходимо сопоставить полученную информацию с базой российских патентов и ГОСТов на предмет их актуальности, а также с зарубежной патентной базой и стандартами.
Если в ходе данного структурного анализа выявляется наличие значительных объемов импорта, а также расхождение в 15-20 лет между российскими и зарубежными патентами и стандартами, то объект модернизации и применения новых технологических решений, имеющихся за рубежом, найден.
Следующий шаг – получение технологии в условиях санкций и антироссийской истерии. Движением в этом направлении может быть передача не всей технологии, а только ее половины, т.е. производство в РФ из имеющихся природных ресурсов промежуточного продукта, который впоследствии мог бы быть доработан на американских (европейских) предприятиях, требующих дозагрузки мощностей в силу различных обстоятельств. Приобретение промежуточного продукта более выгодно промышленным предприятиям, так как эффективно снижает расходы на транспортировку сырья и переработку, то есть ведет к снижению себестоимости продукции и повышению их конкурентоспособности.
При этом в международной практике сложились особые таможенные режимы для перемещения таких продуктов: в определенных случаях они не облагаются дополнительными таможенными пошлинами при пересечении границы, что также ведет к снижению себестоимости данной продукции и выгодно как российскому производителю, так и зарубежному.
Развитие подобного сотрудничества приведет к углублению связующих российско-американских экономических и технологических процессов, частичной передаче технологий и их освоению, к подготовке технических и научных кадров. Подобная политика способна частично нейтрализовать санкции в сфере технологического обмена.
После подписания Женевских соглашений, Иран обязался остановить и свернуть свои разработки по ядерной программе, а также обеспечить беспрецедентный доступ к инспекции иранских объектов по обогащению урана. В обмен на это Иран получил пусть ограниченную, точечную и обратимую, но свободу от некоторых санкций, связанных с ядерной программой. Но при этом, заявления республиканцев об ослаблении хватки в отношении Ирана беспочвенны.
В очередном обострении между Саудовской Аравией и Ираном США предпочли занять нейтралитет, однако в экспертных кругах звучит все больше призывов отдаляться от Королевства. Ядерные испытания КНДР стимулировали критику в адрес политики "стратегического терпения" Обамы в отношении Пхеньяна. На внутриполитической арене новым поводом для критики президента стало его намерение - в противовес несогласию Конгресса - бороться с распространением огнестрельного оружия в стране.
Внутри самой Турции есть силы, совершенно непримиримые к России. После референдума в Крыму и его воссоединения с Россией некоторые турецкие политики активно продвигали идею об абсолютной незаконности данного акта. Звучали обвинения в агрессии и ущемлении прав крымских татар.
Пока сенаторы проводят ревизию имеющихся в их распоряжении инструментов по сокращению полномочий президента в вопросах внешней политики, принятая Палатой представителей резолюция по Йемену продемонстрировала, что руководство обеих партий не планирует этими инструментами пользоваться на практике. Новое испытание баллистической ракеты КНДР вызвало довольно сдержанную реакцию администрации.