АНКАРА, ТУРЦИЯ. - Военное вторжение США в Ирак в 2003 году изменило расклад политических сил в этой стране – суннитское правительство БААС было свергнуто и к власти пришел кабинет шиитского большинства. Соседние с Ираком страны - Турция, Иран, Саудовская Аравия и страны Персидского залива начали рассматривать эту страну как полигон для конкуренции в целях восстановления своего лидерства на Ближнем Востоке. Главными конкурентами за влияние в Ираке стали Турция и Иран.
Как Анкара, так и Тегеран имеют исторически тесную культурную и религиозную связь с Ираком. Иранцы рассматривают Ирак как часть шиитской географии, в то время как Турция рассматривает суннитскую часть Ирака как родственный народ, долгое время проживавший в Османской империи и разделявший общую культуру и религию. Утрату иракских земель в турецком обществе воспринимают как навязанную европейцами несправедливость – эти территории принадлежали Турции до 1916 году и были утеряны при подписании соглашения Сайкса-Пико о разграничении сфер интересов Британии и Франции на Ближнем Востоке после Первой мировой войны.
Со временем регионы Киркук и Мосул стали частями Ирака, однако в Анкаре продолжают смотреть на них как на значимые для турецких интересов территории. И хотя в XXI веке попытка возвращения исторических территорий рассматривается как аннексия чужой земли, Турции могла бы воспользоваться этой возможностью, если бы была достаточно сильна, что мировое сообщество закрыло бы на это глаза. Пока же единственным выходом для Анкары остается установление политического и экономического контроля над элитами и экономикой этих регионов.
Турцию также связывает с Ираком курдский вопрос. Большую роль играет потребность Анкары в энергоресурсах и транзитная роль Турции в доставке кавказских и ближневосточных нефти и газа в Европу. Поэтому иракскую политику Турции надо рассматривать по трем основным направлениям. Во-первых, как геополитическое соперничество Турции со странами Ближнего Востока в Ираке. Во-вторых, через призму курдского вопроса, связанного с курдской территорией Ирака. В-третьих, через необходимость в удовлетворении потребностей Турции в нефти и газе месторождений Киркука и Мосула.
Пост-саддамовский период в Ираке насыщен политическим хаосом, который год за годом не может прекратиться. После парламентских выборов 2014 года в Ираке снова возникли трудности с формированием правительства. Проблемы заключаются в суннитском и курдском меньшинствах. Они углубляют политический кризис в Ираке, отказываясь голосовать в парламенте за утверждение правительства.
В пост-саддамовский период Турция строила свою политику опираясь на иракских суннитов (около 40% населения страны) и этническое меньшинство – туркменов. Но в 2008 году после очередной победы шиитов на парламентских выборах в Ираке официальная Анкара осознала, что эта политика не дает реальных результатов –турецкие сторонники всегда проигрывают проиранским шиитским силам электоральную борьбу. Это побудило Турцию начать активнее вовлекать в сотрудничество иракских курдов. Расчет был на то, что после ухода США курды на севере Ирака будут нуждаться в силе, которая сможет стать гарантом безопасности их автономии. Турция была готова стать таким гарантом, что сделало бы ее позиции в Ираке более независимыми.
Со временем, Турция поменяла свою политику на иракском направлении. Во внутренней политике в связи с курдской проблемой правительство предложило программу примирения и начало вести переговоры с боевой организацией курдов «Курдской рабочей партией». Одновременно были начаты переговоры о сотрудничестве с курдами в Ираке. Развязывая этот узел проблем, Турция создала для себя новый плацдарм для игры в курдском регионе.
В итоге своими действиями Турция смогла усилить свое влияние во внутренней политике Ирака и получила доступ к курдской нефти. Анкара помогает курдам в транзите нефти через свою страну, что раздражает официальный Багдад. В каком-то смысле США и Израиль также не довольны этим, но выступать против турецкой политики в регионе считают для себя не целесообразным.
В последние месяцы на Ирак перекинулся сирийский конфликт, где Турция соперничает с иранским и российским влиянием. Успехам исламистов из «Исламского государства Ирака и Леванта» способствовал провал политического диалога между шиитами и суннитами в Ираке. В сложившейся ситуации Турция заинтересована в безопасности своих энергетических интересов на севере Ирака и делает попытки найти взаимопонимание с Ираном, который поддерживает шиитское правительство в Багдаде. Анкара и Тегеран оказываются тактическими союзниками против возникшей угрозы суннитского исламизма, поддержку которому оказывают арабские государства Персидского залива.
В сложившихся условиях очевидно, что экономическое восстановление Египта невозможно без преодоления существующей социальной поляризации. Саудовская Аравия, вложившая вместе с некоторыми монархиями Залива за последний год более 12 млрд долл. в египетскую экономику, продолжит оказывать финансовую поддержку Каиру: Эр-Рияду нужен сильный Египет, чтобы вместе противостоять региональной угрозе исламизма. На сегодняшний момент ключевое государство Ближнего Востока, имеющее мощный военный потенциал, борется за свое восстановление и скорее является жертвой радикальных исламистских группировок, надвигающихся со стороны Ливии и Синая, чем силой, противостоящей им в масштабе региона.
Соединенные Штаты приходят к выводу о том, что иракская армия не способна в одиночку противостоять силам ИГИЛ, а победа над ними не возможна без подрыва позиций ИГИЛ в Сирии.
Инцидент в Нигере заставил законодателей вернуться к обсуждению нового Разрешения на использование военной силы. Госдепартамент и американское министерство финансов приступили к выполнению принятого Конгрессом закона, ужесточающего санкционную политику в отношении России. Назначение на пост главы ФРС Джерома Пауэлла стало еще одним шагом Трампа по выполнению своего предвыборного общения избавиться от закона Додда-Фрэнка.
За считанные дни до президентских выборов по-прежнему нельзя твердо сказать, кто станет новым президентом США. Избирательная кампания с первых дней была насыщенна провокациями и крутыми поворотами, такой она и осталась до конца. Доклад аналитического агентства "Внешняя политика" посвящен вопросу, каким именно президентом могут стать Хиллари Клинтон и Дональд Трамп.