Владимир Аватков
Артем Соколов
Глава Европарламента Мартин Шульц заявил 13 ноября в интервью газете Bild am Sontag, что Европейский союз может ввести санкции в отношении Турции из-за проходящих в стране задержаний оппозиционных политиков и журналистов. Кроме того, по словам политика, планы Анкары ввести смертную казнь закроют ей двери в ЕС. Вероятнее всего, президент страны Реджеп Эрдоган оставит угрозы из Брюсселя без внимания.
ПРЕМИУМ
14 ноября 2016 | 16:20

Турцию не беспокоит критика со стороны ЕС

Глава Европарламента Мартин Шульц заявил 13 ноября в интервью газете Bild am Sontag, что Европейский союз может ввести санкции в отношении Турции из-за проходящих в стране задержаний оппозиционных политиков и журналистов, а введение смертной казни закроет для Анкары возможности для вступления в ЕС. Слова господина Шульца были вызваны задержанием в аэропорту Ататюрка исполнительного директора оппозиционной турецкой газеты Cumhuriyet Акына Аталая 11 ноября. Ранее по обвинению в поддержке проповедника Фетхуллаха Гюлена были арестованы главный редактор Cumhuriyet Мурат Сабунджу и более десяти других сотрудников издания.

По мнению аналитиков-тюркологов, угрозы со стороны ЕС не способны вызвать в Анкаре значительного беспокойства. За последние годы Турция отошла от безусловной прозападной ориентации и стремится придерживаться многовекторной внешней политики. По словам аналитика агентства «Внешняя политика» Владимира Аваткова:

«Турецкие власти перешли от однозначного прозападного курса, которого придерживались много лет, к традиционной политике лавирования между Европой и Азией. Если бы Эрдоган пошел бы на изменение законов, которое от него требовали в мае, то устроителей и участников попытки переворота в этом году он уже не смог называть террористам, а также жестоко наказывать по своему усмотрению. Все поведение турецкого лидера указывает на то, что отныне он не нацелен на тесное сотрудничество только с Европой и США».

Текущий внешнеполитический курс Анкары отражает консенсусную позицию правящих кругов и широких слоев общества, которые перестали видеть перспективы в неопределенных обещаниях европейских политиков. Ситуацию усугубил сирийский конфликт, который обострил противоречия Турции и ЕС в вопросах безопасности и борьбы с терроризмом. Так, президент страны Реджеп Эрдоган отказался менять внутренние антитеррористические законы, против которых выступали европейцы, мотивируя свое решение необходимостью защитить Турцию от атак ИГИЛ. Анализируя позицию турецких элит и общества по вопросу отношений с Европой, Владимир Аватков отмечает:

«Если последние несколько десятков лет Турция стремилась в Евросоюз, а правящая в стране умеренно-консервативная исламская элита поддерживала этот тренд из-за восторгов населения, то в последнее время ситуация резко изменилась. И у граждан, и у власти чувствуется усталость от этого вопроса, переходящая в апатию и безразличие. Многие в Турции считают, что все, что мог дать Турции Евросоюз, он уже дал – в единый таможенный союз ЕС страна вошла. Единственное, чего хотелось бы туркам – безвизовый въезд в ЕС, но в этом вопросе евробюрократия категорична».

Из-за накопившегося багажа разногласий и недоверия европейским дипломатам будет довольно сложно оказывать давление на Эрдогана. Победа Дональда Трампа на выборах президента США и вовсе сместит на какое-то время внимание Брюсселя на американское направление, еще недавно казавшееся абсолютно предсказуемым. В этих условиях турецкий лидер продолжит укреплять власть внутри страны и усиливать влияние Турции в ближневосточном регионе за счет гибкой внешней политики.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

13 января 2016 | 01:00

Как Минск до Киева дошел: Зачем Украине нужны третьи Минские соглашения

Для Европейского союза Украина превратилась из актива, инструмента для сдерживания России, в пассив, требующий немалых финансовых затрат на поддержание обанкротившегося киевского режима. В свою очередь конфликт с Москвой, оформившийся в виде войны санкций, серьезно ослабил Европу в политическом плане. Очевидно, что оптимальным выходом из ситуации стало бы прекращение конфликта, тем более что Путин согласен на компромиссы и не требует от ЕС собрать чемоданы и покинуть постсоветское пространство.

22 октября 2014 | 10:01

Внешнеполитический процесс в США согласно мемуарам Леона Панетты

Выпуск книги Панетты, сопровождаемый многочисленными интервью ее автора, бывшего главы ЦРУ (2009-2011) и министра обороны (2011-2013), был с достоинством встречен Белым Домом.

23 марта 2015 | 21:52

Между Грузией и Украиной нарастают разногласия

В официальном Тбилиси понимают, что как раз мирное завершение конфликта вокруг Украины полностью соответствует грузинским интересам. Очевидно, что это мирное разрешение возможно лишь в случае определения Москвой и Брюсселем новых правил игры на постсоветском пространстве, и в лучшем случае речь пойдет о выходе на некую новую систему коллективной безопасности в Европе.

2 декабря 2015 | 20:00

Проблема признания отделившихся регионов Грузии: Опасное слово "федерализм"

В результате вместо делегирования суверенитета появляется феномен де-факто государственности, с которым в «материнских государствах» толком не знают, что делать. Пойти на «развод» нельзя в силу внутриполитических ограничителей, но и вернуть невозможно в силу отсутствие интеграционного потенциала. Ведь в случае с Грузией и Абхазией пришлось бы говорить не столько о «восстановлении юрисдикции» Тбилиси, сколько об ее «установлении». Но для такого установления нет ни внешних ресурсов, ни рычагов влияния внутри абхазского общества, то есть цели для «примирения и гражданского равноправия».

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова