Глава Европарламента Мартин Шульц заявил 13 ноября в интервью газете Bild am Sontag, что Европейский союз может ввести санкции в отношении Турции из-за проходящих в стране задержаний оппозиционных политиков и журналистов, а введение смертной казни закроет для Анкары возможности для вступления в ЕС. Слова господина Шульца были вызваны задержанием в аэропорту Ататюрка исполнительного директора оппозиционной турецкой газеты Cumhuriyet Акына Аталая 11 ноября. Ранее по обвинению в поддержке проповедника Фетхуллаха Гюлена были арестованы главный редактор Cumhuriyet Мурат Сабунджу и более десяти других сотрудников издания.
По мнению аналитиков-тюркологов, угрозы со стороны ЕС не способны вызвать в Анкаре значительного беспокойства. За последние годы Турция отошла от безусловной прозападной ориентации и стремится придерживаться многовекторной внешней политики. По словам аналитика агентства «Внешняя политика» Владимира Аваткова:
«Турецкие власти перешли от однозначного прозападного курса, которого придерживались много лет, к традиционной политике лавирования между Европой и Азией. Если бы Эрдоган пошел бы на изменение законов, которое от него требовали в мае, то устроителей и участников попытки переворота в этом году он уже не смог называть террористам, а также жестоко наказывать по своему усмотрению. Все поведение турецкого лидера указывает на то, что отныне он не нацелен на тесное сотрудничество только с Европой и США».
Текущий внешнеполитический курс Анкары отражает консенсусную позицию правящих кругов и широких слоев общества, которые перестали видеть перспективы в неопределенных обещаниях европейских политиков. Ситуацию усугубил сирийский конфликт, который обострил противоречия Турции и ЕС в вопросах безопасности и борьбы с терроризмом. Так, президент страны Реджеп Эрдоган отказался менять внутренние антитеррористические законы, против которых выступали европейцы, мотивируя свое решение необходимостью защитить Турцию от атак ИГИЛ. Анализируя позицию турецких элит и общества по вопросу отношений с Европой, Владимир Аватков отмечает:
«Если последние несколько десятков лет Турция стремилась в Евросоюз, а правящая в стране умеренно-консервативная исламская элита поддерживала этот тренд из-за восторгов населения, то в последнее время ситуация резко изменилась. И у граждан, и у власти чувствуется усталость от этого вопроса, переходящая в апатию и безразличие. Многие в Турции считают, что все, что мог дать Турции Евросоюз, он уже дал – в единый таможенный союз ЕС страна вошла. Единственное, чего хотелось бы туркам – безвизовый въезд в ЕС, но в этом вопросе евробюрократия категорична».
Из-за накопившегося багажа разногласий и недоверия европейским дипломатам будет довольно сложно оказывать давление на Эрдогана. Победа Дональда Трампа на выборах президента США и вовсе сместит на какое-то время внимание Брюсселя на американское направление, еще недавно казавшееся абсолютно предсказуемым. В этих условиях турецкий лидер продолжит укреплять власть внутри страны и усиливать влияние Турции в ближневосточном регионе за счет гибкой внешней политики.
БРИКС – это в основном молодые государства, относительно недавно заявившие о себе: Индия – с 1947 года, Китай – с 1949-го. Все они, каждое по-своему, в свое время прошли период евроатлантического романтизма, когда эти государства были готовы к односторонним уступкам Западу. Да и сейчас нельзя сказать, что, скажем, Индия не приветствует диалог с Западом. Просто это уже не прежняя «слепая любовь».
В условиях фактически уже начавшейся предвыборной кампании демократы попытаются привлечь на свою сторону кубинских мигрантов, которые нередко голосуют, в отличие от прочих испаноязычных граждан, за республиканцев. Это стало особенно актуальным в свете недавнего заявления Джеба Буша, бывшего губернатора Флориды, где проживает большая часть кубинских мигрантов, о готовности побороться за президентское кресло.
Среди возможных преемников Брахими называют бывшего премьер-министра Австралии Кевина Радда, британского дипломата Майкла Вильямса и бывшего генсека НАТО Хавьера Солану – фигуры авторитетные, однако далекие от ближневосточных проблем и не имеющие достаточного веса в регионе.
Российско-грузинские отношения находятся в тупике. В заблуждение не должны вводить рост торгового оборота, туризма из России и прогресс в переговорах по транзиту грузов через Абхазию. Проблемы между Россией и Грузией неразрешимы и требуют новых контекстов и идей. Но прежде всего стоит задаться вопросом: зачем нам улучшать отношения друг с другом?