Долгое время Индия не высказывала своей позиции относительно украинского кризиса, но с интересом наблюдала за развитием событий. Поддержка России со стороны Индии пришла неожиданно. Нью-Дели устами советника по национальной безопасности Шив Шанкара Менона заявил, что у России есть легитимные интересы в Крыму. Вскоре Индия совместно с другими странами БРИКС выступила против инициативы Австралии по введению запрета на участие России в форуме «группы двадцати», который она принимает у себя в этом году, и осудила введение санкций в отношении России.
Индия также не поддержала резолюцию Генеральной ассамблеи ООН по Украине и воздержалась при голосовании наряду с другими странами БРИКС. Позиция Индии не обусловлена союзнической преданностью Индии к России - индийцы всегда были прагматиками. Более того, позиция Дели уже испортила и без того сложные и важные для Индии отношения с США, а также вновь обострила проблему Кашмира. Издержки решения Дели деликатно поддержать Россию, кажется, превышают выгоды. Однако это решение было принято в рамках долгосрочной внешнеполитической стратегии Индии и «в долгую» Дели выигрывает.
Индию беспокоит стремительное усиление военных и экономических возможностей соседней КНР, с которой у Дели напряженные отношения с 1962 года, когда две страны воевали друг с другом из-за спорных территорий. До сих пор поражение Индии от Китая в той войне воспринимается как национальный позор. Сегодня, несмотря на высокий уровень связей между Индией и КНР и развитую взаимную торговлю (65,4 млрд. долл. в год), Китай в Индии называют «главным геополитическим противником».
Китай также связан непростыми отношениями с США. Две страны соперничают в экономической и военной сферах на Тихом океане. Одним из явных проявлений противоречий между США с КНР стали взаимные кибератаки, военные демонстрации и форсирование строительства военного флота Китая. Это обусловило заинтересованность США в тесных контактах с Индией.
С начала 2000-х годов индийское досье перестало быть на периферии американских интересов и отношения двух стран начали развиваться. В 2008 году стороны заключили «ядерную сделку», в соответствии с которой Индия и США договорились сотрудничать в сфере ядерной энергетики. Соглашение было заключено, несмотря на то, что Индия в нарушение договора о нераспространении стала обладателем ядерного оружия. Однако американо-индийское сближение было кратковременным. Между странами не просматривается перспектива заключения военного союза, а расходящиеся интересы множатся.
Ключом к пониманию политики Дели является провозглашенный во внешней политике страны курс на поддержание «стратегической автономности». Ключевой задачей Индии стало создание условий, в которых ни одно государство не сможет оказывать на нее нежелательное влияние или вынуждать ее действовать вопреки собственным интересам. Дели стремится выйти за пределы Южной Азии, используя систему коалиций и договоренностей с другими державами. Индия ищет союзников, которые смотрят на международные отношения и свое место в них сходным образом.
Выбор курса на автономию был обусловлен тем, что Индия так и не смогла получить гарантий безопасности от США на случай конфликта с КНР, с которой – и это понимают в Дели - тесно связан Вашингтон. Индия не готова бросить прямой вызов Китаю и не хочет его преждевременно провоцировать. Тем временем Индия стремится укрепить отношения с другими центрами силы в Евразии - Японией, Ираном и Россией. По плану Дели это усилит дипломатический и экономический вес Индии в треугольнике с КНР и США.
Позиция Индии по Украине не случайна. В действиях России Индия видит пример той же стратегической независимости, к которой сама стремится в отношениях с соседями. Однако в 2014 году Индию ждет смена правительства – ожидается приход к власти оппозиционной и националистической Индийской народной партии. Смена кабинета министров станет тестом для курса Дели на «стратегическую автономию».
Россия энергично перевооружает свою армию. В 2011 году была утверждена Государственная программа развития вооружений до 2020 года стоимостью 1,2 трлн. долларов. Ее цель - довести количество новейших образцов военной техники в войсках до 70%.
Порошенко лишний раз продемонстрировал непризнание субъектности ЛНР и ДНР, а также свою неготовность к настоящим компромиссам. Вместо компромиссного решения о статусе отдельных районов Донбасса, о формировании экономических и политических условий примирения сторон, в Киеве приняли закон, частично повторяющий уже имеющиеся нормы и частично содержащий в себе дискриминационные по отношению к другой стороне конфликта механизмы.
Саммит Америк, прошедший 10 - 11 апреля в Панаме не только засвидетельствовал сохранение общей магистральной внешнеполитической линии стран Латинской Америки на постепенный выход из системы неравноправных отношений с США, но и более ясно обозначил новые тенденции, потенциально угрожающие региональным интересам России.
Приметой нашего времени стала «дипломатия трубопроводов» и борьба инвесторов за месторождения углеводородов. Растущее промышленное производство КНР требует все больших объемов энергии и сырья, так что Пекин активно включился в передел ресурсов мира.