Павел Дятленко
После ухода Ислама Каримова внешняя политика Узбекистана переживает постепенную корректировку по отдельным стратегическим направлениям. Заметно активизировались двусторонние контакты Ташкента на разных уровнях с его соседями по Центральной Азии – Казахстаном, Таджикистаном и Кыргызстаном. При дальнейшем продолжении этого тренда возможно изменение ситуации в Центральной Азии.
ПРЕМИУМ
7 декабря 2016 | 19:06

Узбекистан стремится улучшить отношения с ближайшими соседями

После ухода И.А. Каримова внешняя политика Узбекистана переживает постепенную корректировку по отдельным направлениям, при сохранении сложившихся за четверть века отношений с основными мировыми игроками и основ внешнеполитического курса первого президента.

Заметно активизировались двусторонние контакты Узбекистана на разных уровнях с его соседями по Центральной Азии – Казахстаном, Таджикистаном и Кыргызстаном. При этом отсутствуют резкие выпады в адрес соседей, и идет продвижение по ряду разных направлений двустороннего сотрудничества. Шаги Узбекистана встретили поддержку со стороны Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. При дальнейшем продолжении этого тренда возможно изменение ситуации в Центральной Азии.

В отношениях Узбекистана с его малыми соседями – Кыргызстаном и Таджикистаном, накоплен ряд серьезных проблем: пограничные и приграничные вопросы, водные проблемы, транзит грузов и транспортное сообщение, почти нулевое гуманитарное сотрудничество на двустороннем уровне.

Постепенное улучшение отношений Узбекистана с Таджикистаном и Кыргызстаном происходит через обсуждение возможных решений приграничных вопросов и упрощение поездок граждан своих стран друг к другу, активизацию и расширение экономических и гуманитарных связей.

За последних три месяца главы Казахстана и Узбекистана провели встречу, дважды беседовали по телефону. Премьер-министр Казахстана Б. Сагинтаев провел встречу с заместителем премьер-министра Узбекистана У. Розукуловым. Состоялось два заседания Совместной узбекско-казахстанской демаркационной комиссии с участием Правительственных делегаций двух стран.

Министр иностранных дел Узбекистана А.Х. Камилов побывал с визитами в Бишкеке и Душанбе, где провел результативные переговоры с высшим руководством обеих республик.

Узбекистан и Кыргызстан в октябре обменялись визитами правительственных делегаций. 26 октября состоялся телефонный разговор президента Кыргызстана А. Атамбаева с и.о. президента Узбекистана Ш. Мирзиёевым. После телефонного разговора А. Атамбаев заявил, что надеется на то, что народ Узбекистана выберет президентом Ш. Мирзиёева. В октябре и ноябре прошли встречи рабочих групп Правительственных делегаций Узбекистана и Кыргызстана по вопросам делимитации и демаркации межгосударственной границы.

В октябре делегация предпринимателей из Узбекистана побывала в Согдийской области Таджикистана. В ноябре состоялась встреча рабочих групп Правительственных делегаций Узбекистана и Таджикистана по вопросам делимитации и демаркации межгосударственной границы. 16 ноября Министр иностранных дел Узбекистана А. Камилов принял первого заместителя Министра энергетики и водных ресурсов Таджикистана С. Рахимзода и заместителя Министра иностранных дел Таджикистана М. Хакдода.

Трое представителей ЦИК Таджикистана наблюдали за выборами президента Узбекистана, которые прошли 4 декабря.

В случае дальнейшего продолжения существующего тренда, возможно, удастся решить вопросы приграничного и гуманитарного сотрудничества, расширения экономических связей, транспортного сообщения и передвижения граждан, транзита грузов между странами Центральной Азии и в других направлениях.

Улаживание проблем, связанных с трансграничными реками, делимитацией и демаркацией границами, потребует много времени и сил в силу их особой значимости для каждой из сторон.

Такой сценарий постепенного урегулирования выгоден всем участникам, но его достижение потребует много времени и дипломатического искусства из-за накопившегося объема проблем и взаимных претензий.

Продолжение подобного вектора внешней политики Узбекистана может привести к постепенному изменению межгосударственных отношений в регионе, снижению напряженности между странами и росту двусторонних контактов в разных сферах. Это крайне важно и для простых граждан, которые часто имеют близких родственников и друзей в соседних республиках, но не всегда могут навестить их.

После проведения президентских выборов и завершения транзита власти в Ташкенте можно будет судить о том, насколько серьезны и значительны происходящие осторожные корректировки внешней политики Узбекистана.

Для Казахстана выгодно расширение сотрудничества с Узбекистаном, но при этом придется учитывать рост его активности в регионе.

Изменение отношений для Ташкента будет означать открытие рынков Таджикистана и Кыргызстана и хорошую возможность заработать на транзите грузов в обе республики (железные дороги на юг Кыргызстана и в Таджикистан проходят через территорию Узбекистана) и поставках на их рынки. К тому же это расширит возможности Узбекистана для транзита по китайскому направлению через территории обеих республик, в обход своего основного экономического конкурента в регионе – Казахстана.

Для Душанбе и Бишкека появилась реальная возможность для нормализации политических и экономических отношений с Ташкентом. Улучшение отношений с Узбекистаном может открыть доступ к свободному транзиту по железной дороге и серьезно расширить торговлю с соседом, чье население быстро растет.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

18 августа 2016 | 11:26

Источники трений в американо-польских отношениях

Отношения между США и Польшей переживают не лучшие времена. Варшава ожидает достойной компенсации за своё безоговорочное следование американской внешней политике. Однако Вашингтон не готов предоставить Польше никаких существеных преференций ни сейчас, ни в обозримом будущем.

11 ноября 2016 | 20:07

Президентство Трампа прагматизирует отношения России и США в Закавказье

Победа Дональда Трампа на президентских выборах вызвала оживленную дискуссию о преемственности американского внешнеполитического курса при новом лидере. Безусловно, фундаментальные изменения здесь маловероятны, однако стоит отметить, что одна лишь прагматизация подходов к решению актуальных проблем способна дать некоторые результаты. Например, упорядочить российско-американские противоречия в Закавказье.

17 июля 2015 | 12:04

«Идея поделить мир между США и Китаем умерла сама собой»

БРИКС – это в основном молодые государства, относительно недавно заявившие о себе: Индия – с 1947 года, Китай – с 1949-го. Все они, каждое по-своему, в свое время прошли период евроатлантического романтизма, когда эти государства были готовы к односторонним уступкам Западу. Да и сейчас нельзя сказать, что, скажем, Индия не приветствует диалог с Западом. Просто это уже не прежняя «слепая любовь».

18 сентября 2014 | 21:00

Российские добровольцы в украинском конфликте

Судя по всему, «добровольчество» имеет во многом социально-идеологические корни.  Носители внесистемных радикальных взглядов, к которым принадлежит подавляющее большинство изученной выборки добровольцев, лишены возможности реализовать свои идеи в России, так как они не принимаются обществом и властью. Политические проекты ДНР и ЛНР являются для них шансом построить новое государство и общество в культурно близкой среде «с нуля», без груза политических традиций и сложившихся порядков.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
18 апреля 2015 | 04:00
2 апреля 2014 | 01:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова