В четверг Джорджио Наполитано, самый возрастной глава государства в Европе (89 лет), объявил о своем намерении досрочно покинуть должность президента Италии, которую он занимает уже второй срок (впервые в истории страны) подряд.
Назвать данное решение сенсационным можно с трудом, так как Наполитано не горел желанием идти на второй срок. Решение о его выдвижении в 2013 году было принято в условиях намечающегося политического кризиса, так как 5 туров подряд Парламент и представители регионов не могли сойтись во мнении о новом главе государства, что, в свою очередь, не давало возможности сформировать правительство.
Наполитано, на фоне общего кризиса доверия населения к государственным органам, обладал невиданным рейтингом, доходившим до 80%. Наполитано – обладатель практически безупречной репутации, участник движения сопротивления фашистам, человек, как нельзя лучше подходящий для формально символичной, а в действительности самой весомой должности Президента парламентской республики в Европе.
Репутация Наполитано могла оказаться под ударом в ходе расследования последнего криминального скандала о связях муниципалитета Рима с организованной преступностью. Несмотря на то, что он фигурирует в деле в качестве свидетеля, сам факт допроса главы государства по обстоятельствам коррупции, отмывания денег, а также убийства в 1990-х гг. судей Джованни Фальконе и Паоло Борселлино могли бы демонтировать фундамент поддержки последнего государственного института, пользующегося всеобъемлющей поддержкой итальянцев.
Однако вряд ли Наполитано подает в отставку из-за мафиозного скандала. Во-первых, как уже было сказано, он фигурирует в деле в качестве свидетеля, сам Наполитано неоднократно заявлял о своей неосведомленности об имевших место фактах, и можно с уверенностью предположить, что Наполитано не является мишенью данного процесса.
Во-вторых, данным вопросом практически не спекулировали политические силы, которые изначально были относительно едины в вопросе приемлемости фигуры Наполитано в качестве главы государства.
Скорее, речь идет о простой усталости и нежелании 89-летнего президента вплоть до 2020 г. выступать медиатором в бурной политической жизни Италии. А именно подобную роль выполнял Наполитано последние 8 лет, пытаясь свести к консенсусу Берлускони и левых.
Наполитано обещал остаться у руля до окончания срока председательства Италии в ЕС, которое завершается 13 января 2015 года. Скорее всего, заявление об отставке прозвучит уже 14-15 января.
Если, согласно Конституции страны, кандидатуру премьер-министра вносит в Парламент Президент, то сейчас из-за сложившейся политической ситуации скорее, наоборот, премьер Маттео Ренци будет выбирать кандидатуру Президента.
Лидерство Ренци в собственной партии не оспаривается, и на данный момент из всех лидеров политических объединений он обладает наибольшей поддержкой итальянцев в качестве премьера. Таким образом, вопрос о возможной смене правительства в результате прихода к власти нового президента не стоит.
После объявления об отставке президента итальянские парламентарии, а также представители регионов страны должны будут на совместном заседании избрать нового претендента. Вплоть до четвертого тура для избрания президента требуется 2/3 голосов, которыми не обладает правящая Демократическая партия.
Можно предположить, что премьер Ренци не захочет устраивать затяжного кризиса, в результате которого дело дойдет до 4 тура, когда будет достаточно простого большинства.
Обычно, оппозиционные партии используют данный отрезок для острой критики правительства и повышения собственной популярности в глазах населения, что им достаточно успешно удается.
Поэтому, Ренци, скорее всего, постарается договориться о компромиссной фигуре с Сильвио Берлускони, лидером «Вперед, Италия», чего будет вполне достаточно для избрания президента уже в первом туре.
Именно по данной причине циркулирующая в прессе версия о возможном избрании на данную должность Романо Проди представляется маловероятной. Проди всегда входит в пул возможных кандидатов на должность главы государства и всегда категорически отвергается со стороны партии Берлускони.
В прессе также обсуждается возможность прихода в Квиринальский дворец председателя Европейского центрального банка, Марио Драги, кандидатуру которого Берлускони был готов поддержать в 2013 году. Однако тут вопрос скорее состоит в том, захочет ли сам Драги возглавить Италию в период достаточной сложной политической и экономической ситуации?
Роль Президента в Италии неоднократно оказывалась ключевой, особенно в условиях, когда ни у одной партии не было стойкого большинства в парламенте, и Президент выступал в качестве третейского судьи, зачастую единолично определяясь с кандидатурой технократического премьера.
Сегодня ситуация несколько иная. Да, у демократов нет абсолютного большинства в Парламенте, но лично у Ренци – оно есть. С какой бы критикой не выступали сторонники Берлускони в адрес молодого премьера, в действительности экс-премьер имеет достаточно большое влияние на Ренци и заинтересован в его дальнейшем нахождении в премьерском кресле, по крайней мере, до следующих парламентских выборов.
Ждать от грядущих президентских выборов сенсаций вряд ли стоит. Скорее это будет некоей лакмусовой бумажкой для определения способности Ренци и Берлускони договариваться на ранних стадиях, не доводя дело до политического кризиса. Сделать это, видимо, будет не сложно, так как Берлускони, обычно заранее заявлявший о недопустимости избрания «левого» президента, на этот раз сказал о готовности голосовать за любого кандидата, «приемлемого для всех».
Шанс выбить демократов из Белого дома у республиканцев вполне реальный. Последний раз одна партия удерживала президентскую власть в США на протяжении более чем восьми лет в период с 1981 по 1993 год, ознаменованный республиканским правлением Рональда Рейгана и Джорджа Буша-старшего. Однако вместе с победой на промежуточных выборах республиканцы получили и большую ответственность.
Выступая перед конгрессом, Дональд Трамп представил старую повестку дня в более традиционном образе, сократив ряды недовольных его избранием. Предложенный президентом проект бюджета предполагает увеличение оборонных расходов и сохранение социальных программ. Скандал вокруг генпрокурора стал очередным примером успешного использования оппонентами Трампа «российского фактора».
Несмотря на то, что 2016 год выдался для Закавказья насыщенным на события, здесь удалось сохранить статус-кво, сложившийся восемь лет назад. Аналитик агентства «Внешняя политика» Сергей Маркедонов подвел итог политическому развитию Закавказья за минувший год и пришел к выводу, что даже обострение ситуации в Нагорном Карабахе не смогло существенно изменить расклад, сложившийся в регионе.
В регионе сформировались две позиции в отношении России - весьма жесткая польская, разделяемая прибалтийскими государствами и компромиссная венгерская, чешская и словацкая. Эти страны не используют в политической риторике тему потенциальной российской агрессии не потому, что находятся в иных условиях. Различие состоит в том, что они опасаются, что могут стать конфликтным лимитрофом, а Польша, наоборот, к этому стремится.