Генри Сардарян
Ждать от грядущих президентских выборов сенсаций вряд ли стоит. Скорее это будет некоей лакмусовой бумажкой для определения способности Ренци и Берлускони договариваться на ранних стадиях, не доводя дело до политического кризиса.
ПРЕМИУМ
26 декабря 2014 | 16:07

В преддверии необъявленных президентских выборов в Италии

В четверг Джорджио Наполитано, самый возрастной глава государства в Европе (89 лет), объявил о своем намерении досрочно покинуть должность президента Италии, которую он занимает уже второй срок (впервые в истории страны) подряд.

Назвать данное решение сенсационным можно с трудом, так как Наполитано не горел желанием идти на второй срок. Решение о его выдвижении в 2013 году было принято в условиях намечающегося политического кризиса, так как 5 туров подряд Парламент и представители регионов не могли сойтись во мнении о новом главе государства, что, в свою очередь, не давало возможности сформировать правительство.

Наполитано, на фоне общего кризиса доверия населения к государственным органам, обладал невиданным рейтингом, доходившим до 80%. Наполитано – обладатель практически безупречной репутации, участник движения сопротивления фашистам, человек, как нельзя лучше подходящий для формально символичной, а в действительности самой весомой должности Президента парламентской республики в Европе.

Репутация Наполитано могла оказаться под ударом в ходе расследования последнего криминального скандала о связях муниципалитета Рима с организованной преступностью. Несмотря на то, что он фигурирует в деле в качестве свидетеля, сам факт допроса главы государства по обстоятельствам коррупции, отмывания денег, а также убийства в 1990-х гг. судей Джованни Фальконе и Паоло Борселлино могли бы демонтировать фундамент поддержки последнего государственного института, пользующегося всеобъемлющей поддержкой итальянцев.

Однако вряд ли Наполитано подает в отставку из-за мафиозного скандала. Во-первых, как уже было сказано, он фигурирует в деле в качестве свидетеля, сам Наполитано неоднократно заявлял о своей неосведомленности об имевших место фактах, и можно с уверенностью предположить, что Наполитано не является мишенью данного процесса.

Во-вторых, данным вопросом практически не спекулировали политические силы, которые изначально были относительно едины в вопросе приемлемости фигуры Наполитано в качестве главы государства.

Скорее, речь идет о простой усталости и нежелании 89-летнего президента вплоть до 2020 г. выступать медиатором в бурной политической жизни Италии. А именно подобную роль выполнял Наполитано последние 8 лет, пытаясь свести к консенсусу Берлускони и левых.

Наполитано обещал остаться у руля до окончания срока председательства Италии в ЕС, которое завершается 13 января 2015 года. Скорее всего, заявление об отставке прозвучит уже 14-15 января.

Если, согласно Конституции страны, кандидатуру премьер-министра вносит в Парламент Президент, то сейчас из-за сложившейся политической ситуации скорее, наоборот, премьер Маттео Ренци будет выбирать кандидатуру Президента.

Лидерство Ренци в собственной партии не оспаривается, и на данный момент из всех лидеров политических объединений он обладает наибольшей поддержкой итальянцев в качестве премьера. Таким образом, вопрос о возможной смене правительства в результате прихода к власти нового президента не стоит.

После объявления об отставке президента итальянские парламентарии, а также представители регионов страны должны будут на совместном заседании избрать нового претендента. Вплоть до четвертого тура для избрания президента требуется 2/3 голосов, которыми не обладает правящая Демократическая партия.

Можно предположить, что премьер Ренци не захочет устраивать затяжного кризиса, в результате которого дело дойдет до 4 тура, когда будет достаточно простого большинства.

Обычно, оппозиционные партии используют данный отрезок для острой критики правительства и повышения собственной популярности в глазах населения, что им достаточно успешно удается.

Поэтому, Ренци, скорее всего, постарается договориться о компромиссной фигуре с Сильвио Берлускони, лидером «Вперед, Италия», чего будет вполне достаточно для избрания президента уже в первом туре.

Именно по данной причине циркулирующая в прессе версия о возможном избрании на данную должность Романо Проди представляется маловероятной. Проди всегда входит в пул возможных кандидатов на должность главы государства и всегда категорически отвергается со стороны партии Берлускони.

В прессе также обсуждается возможность прихода в Квиринальский дворец председателя Европейского центрального банка, Марио Драги, кандидатуру которого Берлускони был готов поддержать в 2013 году. Однако тут вопрос скорее состоит в том, захочет ли сам Драги возглавить Италию в период достаточной сложной политической и экономической ситуации?

Роль Президента в Италии неоднократно оказывалась ключевой, особенно в условиях, когда ни у одной партии не было стойкого большинства в парламенте, и Президент выступал в качестве третейского судьи, зачастую единолично определяясь с кандидатурой технократического премьера.

Сегодня ситуация несколько иная. Да, у демократов нет абсолютного большинства в Парламенте, но лично у Ренци – оно есть. С какой бы критикой не выступали сторонники Берлускони в адрес молодого премьера, в действительности экс-премьер имеет достаточно большое влияние на Ренци и заинтересован в его дальнейшем нахождении в премьерском кресле, по крайней мере, до следующих парламентских выборов.

Ждать от грядущих президентских выборов сенсаций вряд ли стоит. Скорее это будет некоей лакмусовой бумажкой для определения способности Ренци и Берлускони договариваться на ранних стадиях, не доводя дело до политического кризиса. Сделать это, видимо, будет не сложно, так как Берлускони, обычно заранее заявлявший о недопустимости избрания «левого» президента, на этот раз сказал о готовности голосовать за любого кандидата, «приемлемого для всех». 

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

7 мая 2014 | 18:19

США и Израиль на Ближнем Востоке

Становление американо-израильских отношений происходило во второй половине ХХ века в контексте «холодной войны» и арабо-израильского противостояния на Ближнем Востоке. Несмотря на то, что США и Израиль никогда не заключали оборонного союза, американское руководство при обсуждении региональных вопросов неоднократно давало гарантии по обеспечению безопасности Израиля.

20 сентября 2014 | 00:05

Мотивы стратегии Египта в отношении послевоенной Ливии

В августе, после начала военно-воздушной контр-террористической операции США в Ираке, Палата выступила с призывом к международному сообществу предпринять аналогичные меры в Ливии. Не дождавшись однозначного, хотя и вполне очевидного, отказа со стороны западных партнеров, Тобрук начал искать союзников для борьбы с силами ВНК, представленнымив основном исламистами во главе с «братьями-мусульманами».  Обвиняя Турцию, Катар, а также Судан, в пособничестве нелегально функционирующему в Триполи парламента, ливийское руководство в Тобруке обратилось за помощью к Египту и монархиям Залива, в последний год активно ведущим войну против «братьев».

11 октября 2017 | 12:04

К вопросу о «мягкой силе» России

Среди стандартного набора упреков в адрес русской внешней политики особое место занимает критика неспособности России проводить политику «мягкой силы». Эта формула произносится без рефлексии, как нечто само собой разумеющееся. Её некритическое воспроизведение несет опасность повторения нескольких простых и из-за этого особенно досадных ошибок.

25 апреля 2015 | 12:00

«Мы живем в период стратегической неопределенности»

Мы живем в период стратегической неопределенности. Созданная после Второй мировой войны система, в которой США были и экономическим мотором, и международным арбитром, постепенно отходит в небытие.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
17 декабря 2014 | 20:00
5 декабря 2014 | 17:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова