Геворг Мирзаян
Новая встреча в Вене пройдет через две недели. Если к тому времени лидеры условной «светской оппозиции» проявят большую готовность к сотрудничеству с Дамаском, а Турция не введет войска в Сирию, то можно будет сказать, что стороны действительно проявили готовность к компромиссам.
ПРЕМИУМ
2 ноября 2015 | 22:00

В Вене наметили сирийскую дорожную карту

30 октября в Вене прошел очередной раунд переговоров по выводу Сирии из состояния гражданской войны. Он оказался более репрезентативным и продуктивным, чем предыдущий.

В переговорах участвовали министры иностранных дел «четверки» (России, США, Саудовской Аравии и Турции) и их визави из Ирана, ОАЭ, Катара, Иордании, Германии, Франции, Египта, Италии, Великобритании, Ирака и Ливана. На встречу также прибыли спецпосланник генсека ООН по Сирии Стаффан де Мистура и верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини. Сама встреча продлилась почти семь часов, в ходе которых, по словам Сергея Лаврова, министры «честно говорили друг с другом о расхождениях» во взглядах на ситуацию, но «проявили готовность к компромиссам».

Собственно, эти компромиссы и были отражены в итоговом коммюнике. Так, стороны договорились поручить ООН дело проведения политического диалога в Сирии.

«Этот политический процесс должен привести к договоренности сторон о том, чтобы совместно создать инклюзивную структуру, которая позволит сообща решать вопросы жизнедеятельности страны, подготовить новую конституцию и провести всеобщие выборы», - пояснил Сергей Лавров.

Сами выборы тоже должны пройти под эгидой ООН, и в них примут участие не только оставшиеся в Сирии лица, но и покинувшие страну беженцы.

Однако проблема в том, что полноценные и легитимные выборы в стране можно проводить только после завершения гражданской войны. Их проведение зависит от нахождения компромисса между Башаром Асадом и оппозицией, а также последующего вытеснения ИГ из восточных районов Сирии. До завершения этого процесса еще очень далеко. В результате Венский процесс окажется перед дилеммой - либо проводить в стране фейковые выборы на части территории страны (что крайне маловероятно, поскольку участники Венской встречи заявили о приверженности «территориальной целостности» Сирии, отвергнув возможность ее раздела), либо согласиться на то, что Асад остается у власти до окончания гражданской войны. Да, Сергей Лавров признал, что «у нас нет согласия в отношении того, как решать судьбу Башара Асада», однако судя по тому, что стороны договорились «сохранить сирийские государственные институты», а также дать сирийскому народу самому определить свое будущее, президента трогать все-таки не будут.

Кроме того, участники переговоров договорились о введении в Сирии через какое-то время режима прекращения огня, которое не будет распространяться на так называемые «террористические группы». Список этих групп будет браться не только из реестра ООН, но и согласовываться в рамках Венского формата. Таким образом, получается еще одна интересная вилка, выход из которой зависит от степени конструктивности участников.

Если США и Россия будут заинтересованы в завершении сирийского кризиса, то они попросту могут вписать в список террористических все группировки, которые по личным причинам или же просьбе со стороны своих турецких и саудовских спонсоров не настроены на политический диалог.

Если же Запад захочет сорвать переговорный процесс, то наличие режима прекращения огня и узкого списка террористических групп сделает невозможным зачистку флангов сирийской армии от боевиков (если, конечно, американцам удастся протолкнуть идею о том, что режим прекращения огня должен вступить в силу до, а не после создания переходного правительства). Наилучшим способом избежать этой вилки станет отказ от перемирия как такового, либо его максимальная задержка.

Однако за время переговоров возникли и новые вопросы, требующие решения. Так, определенные беспокойства вызывают разговоры о том, что США намерены проводить операции не только в воздухе, но и на земле. Сначала министр обороны намекает на такой вариант, а затем госсекретарь Джон Керри поясняет, что США «решили направить небольшой контингент на север Сирии, который будет координировать действия оппозиции». И проблема тут даже не в том, что, по словам Сергея Лаврова, американские действия будут нелегитимными - сама их операция в Сирии не соответствует международному праву. А в том, что даже несколько десятков американских спецназовцев (а именно о таком количестве идет речь) изменят ситуацию на театре боевых действий. Не напрямую конечно, а косвенно. Так, огромное значение будет иметь место их дислокации - где конкретно на севере они будут действовать. Если речь идет о контролируемых светской оппозицией территории, то присутствие там американских войск осложнит нанесение ударов российской авиацией (тем более Вашингтон отказался координировать действия этого отряда с российской стороной). Если же их разместят на курдской территории, то этот шаг может вызвать крайне резкую реакцию со стороны Анкары. Турция с огромным подозрением относится к любым сигналам о начале американо-курдского сотрудничества в Сирии, которое может привести к фактической легализации Сирийского Курдистана по примеру Иракского. И не исключено, что при крайне тесном сотрудничестве турецкие власти примут решение его завершить через интервенцию.

Новая встреча в Вене пройдет через две недели. Если к тому времени лидеры условной «светской оппозиции» проявят большую готовность к сотрудничеству с Дамаском, а Турция не введет войска в Сирию, то можно будет сказать, что стороны действительно проявили готовность к компромиссам.

 

Впервые опубликовано на сайте журнала "Эксперт"

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

29 января 2018 | 18:18

Особенности политического языка США: интервью А.Сушенцова РИА Новости

29 января руководитель аналитического агентства "Внешняя политика" Андрей Сушенцов дал интервью РИА Новости. В ходе беседы обсуждались проблемы российско-американских двусторонних отношений, перспективы формирования российского лобби в политической системе США, последствия новых антироссийских санкций.

24 августа 2014 | 07:00

Осторожный пессимизм в связи с будущим Украины

Революция и гражданская война ввергли Украину в глубочайший системный кризис за все время ее существования. Выходом из него стали бы мирные переговоры с ополчением Донбасса, федерализация страны и стабилизация отношений с Россией через нейтральный статус во внешней политике. Однако пока ни активная часть украинского общества, ни украинские политики не готовы к такому исходу.

20 января 2015 | 09:30

Сценарии формирования проевропейской коалиции в Молдавии

Напряженность между партнерами по коалиции вызвана не только эмоциональной неприязнью между лидерами партий и неутихающим дележом министерских портфелей, но и разным видением политических приоритетов. Один из таких приоритетов – состав коалиции и расклад сил в правительстве. Часть партий в коалиции выступает за присоединение к проевропейскому большинству коммунистов. Таким образом, в молдавской политической системе может совсем исчезнуть идеологический баланс.

3 марта 2017 | 08:33

Дайджест внешней политики США (24 февраля – 2 марта)

Выступая перед конгрессом, Дональд Трамп представил старую повестку дня в более традиционном образе, сократив ряды недовольных его избранием. Предложенный президентом проект бюджета предполагает увеличение оборонных расходов и сохранение социальных программ. Скандал вокруг генпрокурора стал очередным примером успешного использования оппонентами Трампа «российского фактора».

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова