Ухудшение отношений России и Турции влияет на регионы, с которыми оба государства взаимодействуют, и на процесс реализации их пересекающихся интересов в них. Одним из таких регионов, значимых для Москвы и Анкары, является Центральная Азия.
За постсоветский период Турция сумела быстро выстроить отношения со всеми постсоветскими республиками региона, начав этот процесс в 1991-1992 годах, сразу после распада СССР. Турция была в числе стран, которые первыми признали независимость новых государств и открыли там свои посольства. Развитию отношений способствовали существовавшие неформальные контакты, которые имели достаточно продолжительную историю и развивались задолго до присоединения Средней Азии к Российской империи.
Турция быстро усиливает контакты с центральноазиатскими республиками по ряду направлений. Этот процесс сопровождается рядом поддерживающих дипломатических шагов в виде визитов высокопоставленных лиц из турецкого руководства в отдельные республики с целью перетягивания их элит на свою сторону и ослабление российского влияния.
6 февраля 2016 года Казахстан посетил премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу. В ходе своего визита глава турецкого правительства встретился с руководством Казахстана – президентом Нурсултаном Назарбаевым и премьер-министром Каримом Масимовым.
На текущий год запланировано несколько важных для Анкары политических и идеологических мероприятий, связанных с регионом. VI Саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств пройдет в последней декаде августа или первой декаде сентября 2016 года в Кыргызстане, в городе Чолпон-Ата. Главы государств станут зрителями Вторых всемирных игр кочевников, в которых примут участие и представители Турции. ТЮРКСОЙ объявила 2016 год Годом Юсуфа Баласагуни - в честь 1000-летия со дня рождения великого философа, поэта, энциклопедиста, автора поэмы «Благословенное знание». Также на текущий год запланировано проведение Дней культуры Кыргызстана в Турции.
За постсоветский период Турция создала Турецкое агентство по сотрудничеству и развитию при премьер-министре Турции (ТИКА), которое работает и со странами Центральной Азии, и приняла участие в создании ряда межгосударственных структур, в которых играет ключевую роль: Международная организация по совместному развитию тюркской культуры и искусства (ТЮРКСОЙ), Совет сотрудничества тюркоязычных государств, Парламентская ассамблея тюркоязычных стран, Фонд писателей и деятелей искусства тюркского мира (ТЮРКСАВ), Тюркская академия (расположена в Астане), Международная ассоциация инженеров и архитекторов Тюркского мира.
На территории центральноазиатских республик работают турецкие школы и лицеи, вузы, протурецкие СМИ, совместные культурные проекты, турецкой стороной поддерживаются программы молодежных стажировок и обменов и изучение турецкого языка. В некоторых странах региона это вызывает беспокойство властей: деятельность турецких лицеев, связанных с движением «Хизмет» Фетхуллаха Гюлена, была приостановлена в Туркменистане и Узбекистане по просьбе турецких властей; в 2015 году в Казахстане обсуждался вопрос об их закрытии по просьбе турецких властей; в Таджикистане с сентября 2015 года 6 лицеев, связанных с названным движением, были преобразованы в школы для одаренных детей с изменением учебной программы и прекращением изучения турецкого языка в них.
Влияние Турции в регионе неравномерно. Наиболее развиты отношения Анкары с Казахстаном, экономическим лидером региона, для которого Турция является одним из самых важных торговых партнеров. В Узбекистане и Таджикистане оно заметно слабее. Узбекистанская политическая элита крайне настороженно относится к любым инициативам и проектам Анкары по интеграции вокруг себя тюркских народов, что вызывает серьезное беспокойство по поводу сохранения своего суверенитета и светскости государства. Таджики не относятся к тюркоязычным народам, что лишает турецкую сторону возможности использования в отношениях с Таджикистаном апелляций к общей культуре, языку и истории.
Можно констатировать, что турецкая сторона последовательно стремится к расширению использования «мягкой силы» и экономического влияния на Центральную Азию (в том числе в странах, входящих в состав ЕАЭС – Казахстан и Кыргызстан).
По данным на конец 2014 года объем прямых турецких инвестиций в Республику Казахстан составил 2 млрд долл., Турецкая Республика является четвертой после США, Южной Кореи и Великобритании страной по объему инвестиций в экономику Казахстана. За последние 20 лет (1995 – 2015 годы) из Турции в Кыргызстан поступило прямых инвестиций на сумму более 324 млн долл.
В апреле 2015 года в Астане прошел казахстанско-турецкий бизнес-форум, в котором приняли участие главы обоих государств. В рамках бизнес-форума президентам Казахстана и Турции были презентованы 25 реализованных и перспективных проектов с участием инвестиций турецких компаний в различных отраслях промышленности. В настоящее время проводится работа по созданию казахстанско-турецких индустриальных зон в Алма-Атинской, Западно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областях. В них планируется реализовать проекты по производству строительных материалов, текстиля, кожаной продукции, бытовой химии. 19 февраля текущего года в Стамбуле состоялся инвестиционный бизнес-форум Казахстана и Турции, в котором приняли участие представители правительств и предприниматели двух стран.
По итогам прошедшего 21-22 января 2016 года в Анкаре бизнес-форума «Кыргызстан», Кыргызстан и Турция подписали меморандум о строительстве двух промышленных зон по турецкой модели, которые планируют разместить возле городов Токмак и Кара-Балта. В настоящее время в Кыргызстане турецкой стороной уже реализуется ряд проектов по созданию малых и средних промышленных производств (строительство текстильной фабрики в городе Кара-Балте, создание цеха по убою скота, мясного комбината и молочной фабрики в селе Красная Речка Иссык-Атинского района Чуйской области).
Продукция данных промышленных зон и предприятий сможет спокойно экспортироваться в страны ЕАЭС, что позволит Турции спокойно обходить российские санкции.
После их введения Анкара пытается увеличить поставки своей продукции в Центральную Азию для компенсации экономических потерь. В настоящее время для экономических связей между Турцией и Центральной Азией используются каспийские порты Баку и Актау, грузопоток через которые быстро увеличивается.
Нельзя исключать того, что при дальнейшем ухудшении российско-турецких отношений Анкара, учитывая ее растущее влияние в регионе, попытается использовать Центральную Азию как один из театров противостояния России. Центральноазиатские элиты осторожно реагируют на текущее охлаждение российско-турецких отношений, которое влияет на экономические контакты с Турцией, и стремятся избежать своего втягивания в противостояние, стараясь сохранить конструктивные отношения и с Москвой, и с Анкарой.
В результате долгих переговоров в Молдавии сформирована устойчивая парламентская коалиция. Одним из факторов устойчивости коалиции стала слабость правительства и секторальное распределение ответственности партий. Хотя правительство, вероятно, проработает лишь часть срока до новых парламентских выборов, сама коалиция окажется более долговечной.
Слухи об ухудшении здоровья кандидата на пост президента США от Демократической партии Хиллари Клинтон заставили однопартийцев всерьез рассуждать о возможности её замены другим политиком. Среди кандидатов называют Тима Кейна, Берни Сандерса и Джо Байдена. Однако при детальном рассмотрении оказывается, что никто из них не сможет стать удобной для демократов альтернативой Клинтон.
Однодневная остановка американского президента в Саудовской Аравии по завершению европейского турне подтвердила заинтересованность Вашингтона в сохранении доверительных отношений с Эр-Риядом. Однако раскол между двумя когда-то близкими союзниками продолжает углубляться.
Основными событиями прошедшей недели, имеющими принципиальное значение для внешней политики США, стали конференция по задачам американской политики в регионе Центральной Азии в Брукингском институте, подписание президентом нового указа в сфере борьбы с киберпреступностью, а также достижение базовых договоренностей и подписание предварительного соглашения по иранской ядерной программе.