Денис Мосюков
Эстония выступает с острой критикой России, рассчитывая на заинтересованное участие в своей судьбе со стороны Брюсселя и Вашингтона. Накал антироссийской риторики Таллина может снизиться только после примирительных сигналов из стран “старой Европы”. Двустороннее взаимодействие Москвы и Таллина на ближайший период будет сводиться к минимизации ущерба.
ПРЕМИУМ
24 апреля 2014 | 15:15

Внешняя политика Эстонии и приоритеты правительства Таави Рыйваса

После ухода в отставку премьер-министра Андруса Ансипа в марте 2014 года в Эстонии было сформировано новое правительство. Праволиберальная Партия реформ – ведущая политическая сила страны – использовала возможность разорвать альянс с теряющей популярность националистической партией «Союз Отечества и Республика», и вступила в союз с Социал-демократами.

Вновь созданное правительство стало техническим - в 2015 в стране состоятся парламентские выборы в результате которых состав министров сменится еще раз. Реформистская партия предпочла не рисковать ключевыми фигурам. Ведущий реформист Сийм Каллас, которому прочили премьерское кресло, не пожелал покидать должность Еврокомиссара и отказался возглавить кабинет. Поэтому пост главы правительства достался 34-летнему министру социальных дел реформисту Таави Рыйвасу.

Коалиционный договор Реформистов с Социал-демократами вносит незначительные поправки в курс прежнего правительства и включает ряд популистских положений социал-демократов. Тем самым последние стремятся подготовить свой успех на майских выборах в Европарламент и выборах в Государственное собрание Эстонии в 2015 году. 

В 2016 году в Эстонии состоятся президентские выборы. На борьбу за должность главы государства нацелен Сийм Каллас, который отказом от премьерского кресла дал понять, что позиционирует себя выше межпартийной борьбы.

На формулирование внутри- и внешнеполитической стратегии нового правительства существенное влияние оказала ситуация вокруг Украины. Приоритетами Эстонии в сфере безопасности остались получение максимальной защиты со стороны НАТО и повышение обороноспособности государства. 

После присоединения Крыма к России дискуссия о реализации Москвой «крымского сценария» на русскоязычном востоке Эстонии перешла из разряда спекуляций в плоскость практической политики. Правительству было поручено начать переговоры о покупке 44 боевых машин пехоты CV9035NL у Швеции и пересмотреть планы самообороны. Однако просьба о размещении в Нарве сил НАТО не нашла поддержки альянса. В Брюсселе по-прежнему отрицают наличие непосредственной угрозы безопасности Эстонии. Тем не менее, НАТО осуществила ряд военных маневров - усилила воздушное патрулирование над Прибалтикой, разместила четыре истребителя на авиабазе «Эмари» в Эстонии, направила группу кораблей в Балтийское море и решила принять участие в ежегодных учениях «Весенний шторм» в мае 2014 года. В Таллине эти меры считают недостаточными и добиваются постоянного присутствия сил НАТО в регионе.

Эстония нацелена на укрепление общей внешней политики ЕС, развитие «Восточного партнерства» и подписание договора об ассоциации с Украиной, Грузией, Азербайджаном и Молдавией. Для донесения этой позиции Таллин активно использует дискуссионные площадки Балтии и Северных стран. Коалиция поддерживает скорейшую ратификацию договора о границе с Россией, полагая, что разрешение территориальных вопросов сужает правовое пространство для спекуляций со стороны Москвы. В списке угроз безопасности Эстонии Россия осталась на первом месте, но Таллин дозирует критику в отношении Кремля, соблюдая баланс между стремлением доказать лояльность ЕС и НАТО и нежеланием провоцировать Москву.

С учетом прогнозируемого роста экономики Эстонии на уровне около 1% связи с Россией, особенно в сфере транзитных перевозок и туризма, имеют для Эстонии высокое значение. Россия является 3-м по обороту партнером ЭР по экспорту и 7-м по импорту. Вместе с тем Таллин последовательно поддерживает экономические санкции в отношении Кремля и готов мириться с возможными издержками. По расчетам экономистов, в случае ответных санкций Эстония может потерять до 3% ВВП, или 500 млн. евро. 

Эстония проявляет интерес к укреплению торговых связей с Казахстаном и Узбекистаном, предлагая сотрудничество в освоении технологий переработки сланцев. Новая коалиция продолжит курс на снижение потребления российских энергоносителей и надеется в 2014 г. начать строительство газопровода «BalticConnector» между Эстонией и Финляндией и приступить к сооружению терминала СПГ. Таллин также призывает форсировать реализацию третьего энергопакета ЕС для ограничения свободы действий «Газпрома» в Европе.

Эстонское правительство не планирует менять основы политики в сфере гражданства. Однако с подачи социал-демократов Таллин предлагает автоматически давать гражданство Эстонии детям владельцев «серых паспортов», которых в стране насчитывается около 90 тысяч. Будет продолжен курс на полный перевод образования на эстонский язык, проводимый в русле ассимиляции русскоязычного населения.  Эстонские власти в лице Полиции безопасности (контрразведки) напрямую связывают российскую политику поддержки соотечественников с событиями в Крыму и расценивают ее как ключевую угрозу конституционному порядку. Очередной ежегодник ведомства ассоциирует почти всех лидеров русскоязычного движения ЭР с «операциями влияния» Москвы.

Состав правящей коалиции, скорее всего, не изменится после парламентских выборов 2015 года, и преимущество останется за реформистами. Эстония продолжит выступать с острой критикой России, рассчитывая на заинтересованное участие в своей судьбе со стороны Брюсселя и Вашингтона. Накал антироссийской риторики Таллина может снизиться только после примирительных сигналов из стран “старой Европы”. Стабилизирующим фактором российско-эстонских отношений является подписание договора о границе. Двустороннее взаимодействие на ближайший период будет сводиться к минимизации ущерба.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

16 сентября 2015 | 18:36

Чего ожидать от встречи Путина с Обамой

Нормализация отношений с Россией соответствует американским интересам - слишком далеко зашел конфликт между странами и слишком много проблем в мире, которые нужно решать совместно. Однако проблема в том, что на сегодняшний день эта нормализация крайне трудноосуществима. Грузия, Сирия и даже Украина - все это не столько проблемы, сколько следствие проблем российско-американских отношений. Основными проблемами является неготовность к диалогу и отсутствие атмосферы доверия между сторонами, и вплоть до сегодняшнего дня стороны не знали, как их решать.

15 ноября 2017 | 20:58

Парадоксы и противоречия российско-американских отношений

Ситуацию в российско-американских отношениях можно охарактеризовать как наиболее запутанную за всё время после окончания «холодной войны». С одной стороны, страны разделяют глубокие противоречия по огромному числу вопросов. С другой стороны, на уровне первых лиц есть готовность вести конструктивный диалог с тем, чтобы попытаться выбраться из глубокой ямы, в которой эти отношения находятся.

29 сентября 2017 | 12:30

Дайджест внешней политики США (22 - 28 сентября)

Визит Мэттиса в Индию был направлен на обсуждение практической реализации новой стратегии США в Афганистане, отводящей Нью-Дели роль «столпа безопасности» в регионе. После того как попытки США заставить иракских курдов отказаться от проведения референдума провалились, Вашингтон занялся осторожным балансированием. Продолжавшееся последний месяц затишье во внутриполитической жизни было компенсировано противорчеиями прошедшей неделе.

29 ноября 2014 | 13:01

Тунис как единственная работающая демократия Ближнего Востока

Ключевым для Туниса становится процесс достижения политического консенсуса. Причем этот процесс важно активизировать именно сейчас, в преддверии второго тура президентских выборов, не дав дестабилизирующим силам пространства для политического маневра.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
20 февраля 2015 | 15:00
23 декабря 2014 | 09:00
17 марта 2014 | 19:00
9 декабря 2014 | 08:00
11 сентября 2014 | 21:25
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова