Геворг Мирзаян
Москва и Брюссель продолжают активные дипломатические маневры вокруг выстраивания новой архитектуры безопасности в Европе. Украинский кризис продемонстрировал, что старая, полуразвалившаяся система уже не работает. И Москва настаивает на создании новой, которая учитывала бы не только реалии Европы после холодной войны, но и реалии «мира после Майдана».
ПРЕМИУМ
17 марта 2015 | 23:00

Выход России из ДОВСЕ и демонтаж архитектуры безопасности в Европе

Москва и Брюссель продолжают активные дипломатические маневры вокруг выстраивания новой архитектуры безопасности в Европе. Украинский кризис продемонстрировал, что старая, полуразвалившаяся система уже не работает. И Москва настаивает на создании новой, которая учитывала бы не только реалии Европы после холодной войны, но и реалии «мира после Майдана».

Однако Европа не спешит с созданием такого рода системы - как по субъективным причинам (нежелание снимать с Москвы ярлык «побежденной стороны» в холодной войне и признавать ее ключевую роль в системе европейской коллективной безопасности), так и объективным (отсутствие достаточной атмосферы доверия для ведения такого рода переговоров).

ЕС устроила бы реинкарнация и законодательное закрепление именно той системы, которая на практике существовала после распада СССР, когда Россия занимала место на периферии Старого света и не вмешивалась в европейские дела.

В итоге стороны начали повышать ставки, и в этом вопросе куда более эффективно действует Москва. Если Евросоюз ограничился лишь активизацией разговоров о создании общеевропейской армии, то российские власти заявили об окончательном выходе из Договора об обычных вооруженных силах в Европе.

По сути Россия вышла из ДОВСЕ еще в 2007 году, однако до 11 марта нынешнего года сохраняла присутствие своих представителей в Совместной консультативной группе, действующей в рамках Договора. Сейчас же Москва сожгла все мосты.

«Продолжение участия в заседаниях СКГ, как правило, сводящихся к зачитыванию повестки дня, становится для Российской Федерации бессмысленным с политической и практической точек зрения и неоправданно затратным — с финансово-экономической, — говорится в заявлении МИД. - Учитывая изложенное, Российская Федерация приняла решение приостановить свое участие в заседаниях СКГ с 11 марта 2015 года. Таким образом, объявленное Россией в 2007 году приостановление действия ДОВСЕ становится полным».

Отныне интересы России на этих заседаниях будет представлять Белоруссия.

Москва объясняет выход из договора объективными интересами - после распада Организации Варшавского Договора и Советского Союза ДОВСЕ перестал быть актуальным. Страны Прибалтики отказались подписывать ДОВСЕ, и после вхождения в НАТО превратились фактически в территорию, на которой Альянс может размещать любое вооружение в любых количествах.

«Этот договор мог бы действовать, если бы не произошло расширение НАТО, — признает глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков. — Это расширение и убило договор».

Все попытки России убедить Запад повлиять на Прибалтику или модифицировать ДОВСЕ не привели к результатам (в 1999 году в Стамбуле адаптированный ДОВСЕ был-таки подписан рядом государств, однако его ратифицировали лишь Россия, Казахстан, Белоруссия и Украина).

В НАТО эту новость восприняли без энтузиазма. 

«Мы разочарованы решением России приостановить участие в работе группы. Консультации по вопросам сокращения вооружений важны», - заявил генсек Альянса Йенс Столтенберг.

Однако для Москвы важно не разочарование, а правильное понимание смысла ее шага. Такое понимание есть, например, у польского министра обороны Томаша Семоняка - он увидел в решении российских властей «политический сигнал» и усомнился в том, будет ли этот сигнал наполнен реальными действиями - например, размещением дополнительного вооружения или личного состава российской армии на границе.

Однако подобные шаги во многом будут зависеть от того, смогут ли другие западные политики увидеть в этом демарше именно демонстрацию позиции и сделать нужные выводы. Если же они не будут сделаны, то не исключено, что Россия продолжит демонтировать сложившуюся архитектуру безопасности в Европе или же (что более вероятно) говорить о возможности такого демонтажа. В частности, пошла речь о возможном пересмотре договора РСМД.

«У нас есть как минимум три претензии к Соединенным Штатам по выполнению этого договора Вашингтоном. Разговор на эту тему был в сентябре в Москве. Я не скажу, что ответы, которые дали американцы, нас удовлетворили», - заявил директор департамента МИД РФ по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями Михаил Ульянов.

При этом эксперты признают, что реализация этой угрозы Москве не выгодна.

«РФ может выйти из Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности, но тогда американские "Першинги" будут размещены уже не в Германии, а рядом с нашими границами в странах Балтии на расстоянии 3 минут лета до Москвы», - говорит руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Арбатов.

Москва делает и другие намеки, покушаясь уже на устои глобальной стабильности.

«На каком-то этапе Россия, возможно, будет вынуждена проанализировать выполнение договора СНВ в связи с планами по созданию системы противоракетной обороны в Европе, но сейчас в практической плоскости этот вопрос не стоит», - пояснил Михаил Ульянов.

Речь идет даже о размещении ядерного оружия в Крыму - Ульянов заявил, что об этих намерениях пока ничего не известно, «но в принципиальном плане исходим из того, что такое право, естественно, у нас есть».

Одновременно с этим, по словам Сергея Лаврова, Москва готова для «дальнейшего диалога о контроле над обычными вооружениями в Европе, если и когда для него созреют партнеры». В Госдуме придерживаются такого же мнения и говорят о возможности возвращения режима ограничения вооружений.

«Возвращение однозначно будет. Я в этом ни грамма не сомневаюсь, - говорит член комитета Госдумы по обороне Франц Клинцевич. - Европа уже начинает видеть сквозь очень темные очки, что не все так хорошо, как может показаться на первый взгляд. Что сегодня, будучи ведомыми у американцев, они просто прикрывают их, прошу прощения, тазобедренный сустав, не до конца понимая, что это противоречит их внутренним принципам и благополучию, развитию».

Впервые опубликовано на сайте журнала "Эксперт"

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

23 февраля 2018 | 15:26

Дайджест внешней политики США (16-22 февраля)

Турция и США на этой неделе продолжили взаимные упреки по целому ряду накопившихся проблем. Новый Обзор ядерной политики берет курс на модернизацию ядерного арсенала, смещает акцент на развитие тактического ядерного оружия малой мощности. Оставшиеся 11 участников Транстихоокеанского партнерства опубликовали окончательный текст соглашения, вычеркнув из него все положения, отвечающие исключительно американским интересам.

25 августа 2014 | 15:21

Стратегия войны и мира для Украины

На Украине назрел переход от стратегии революции к стратегии развития. Однако правительство Порошенко-Яценюка не откажется от воинственной риторики и не остановит АТО. Однако война - это пространство неизвестного, а лучшая битва – та, которая не состоялась. 

20 марта 2014 | 17:02

Российско-турецкое сближение и его международные последствия

С начала 2000-х годов российско-турецкие отношения развиваются стремительно. Основой двустороннего сотрудничества является экономика. Российско-турецкое сближение усиливается и это начинает влиять на региональную ситуацию на Кавказе и в бассейне Черного моря.

9 декабря 2014 | 08:00

Катехизис атлантиста

В совокупности представленные аргументы не выдерживают критики информированного читателя. Задача этого «катехизиса» — дать указания самим членам НАТО относительно генеральной линии в полемике с Россией.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
20 февраля 2015 | 15:00
23 декабря 2014 | 09:00
17 марта 2014 | 19:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова