28 марта 2014 Совет НАТО в ранге послов определился с назначением нового генерального секретаря организации – должность, которую на ближайшие 5 лет предстоит занять экс-премьер-министру Норвегии Йенсу Столтенбергу. К своим обязанностям новый глава Альянса приступит в октябре.
Впервые за 65 лет существования НАТО, альянс возглавит убежденный социал-демократ, неоднократно подвергавший критике гегемонию США, нарушения прав человека со стороны американских спецслужб и компаний, и выступавший против ядерной политики отдельных стран-членов блока.
Обладая устойчивой репутацией пацифиста и защитника окружающей среды, Столтенберг, в то же время известен как последовательный сторонник укрепления безопасности Норвегии через более прочное трансатлантическое сотрудничество в рамках НАТО.
Для самого же блока стратегические приоритеты очередного главы не являются простой формальностью. Новому генсеку придется возложить на себя обязательства, выходящие за рамки традиционных служебных инструкций высшего менеджера организации. Это обусловлено теми изменениями, с которыми НАТО неизбежно столкнется по мере сворачивания своей главной военной операции десятилетия – миссии в Афганистане.
По многим вопросам, относящимся к внутренним преобразованиям в НАТО, позиция генсека остается недостаточно определенной. Новый глава блока избегает резких заявлений, занимает нейтральную позицию по многим острым для НАТО вопросам и предпочитает не провоцировать спекуляции СМИ вокруг собственной персоны.
Тем не менее, предпочтения Столтенберга в отношении будущей политики и стратегии альянса вытекают из прошлого политического опыта норвежца, традиционно выступавшего за усиление «северного фланга» НАТО. Безопасность в Арктике и отношения Норвегии с восточными соседями – североевропейскими нейтралами и Россией – для будущего генсека могут стать естественным приоритетом.
Следует учитывать личные симпатии Йенса Столтенберга к России, проявленные им в период пребывания на посту главы норвежского правительства. Именно его деятельность привела к урегулированию затяжного спора о делимитации российско-норвежской границы в Баренцевом море и улучшению общего климата в отношениях между Москвой и Осло.
Особенностью назначения Столтенберга является тот факт, что в борьбе за кресло генсека норвежец смог обойти своего итальянского конкурента – экс-министра иностранных дел Италии Франко Фраттини – умеренного русофила и давнего соратника экс-премьер-министра Италии Сильвио Берлускони. Таким образом, выбор стоял между двумя знакомыми с Россией умеренными европейскими политиками.
Попытки лидеров ведущих стран Альянса возобновить диалог с Москвой по широкому кругу международных проблем при посредничестве нового генсека, не лишены оснований. И здесь фактор личности свидетельствовал в пользу кандидатуры Столтенберга. В отличие от Андреса фог Расмуссена, исчерпавшего лимит доверия Москвы, его преемник известен своими доверительными отношениями с действующим российским президентом и обладает большими шансами на решение переговорных задач, если таковые будут поставлены перед ним главами стран-членов НАТО.
Назначение Столтенберга, таким образом, может расцениваться с различных позиций. С одной стороны, выступив в поддержку кандидатуры Столтенберга, Вашингтон и его союзники в Европе дали понять Москве, что рассчитывают на продолжения ее диалога с Альянсом даже в условиях нарастающего кризиса отношений между Россией и Западом. С другой - выбор в пользу норвежского политика обусловлен и общим настроем администрации Белого Дома, пытающейся избежать избыточного вовлечения США в европейские проблемы.
Фигура будущего генсека, известного своими антивоенными и антинационалистическими взглядами, окажется подходящей ввиду необходимости выработки более объективных оценок протекания украинского кризиса и роли в нем ультраправых организаций.
В подобных условиях новый глава блока может сыграть роль рупора, через который власти США и стран ЕС получат возможность изменить тональность диалога с Москвой, который в свете ухудшающей ситуации в восточных областях Украины, становится все более насущным.
Прошел год с момента вступления Кыргызстана в ЕАЭС. Что изменилось в стране за это время? Какие возможности для экономического развития были использованы Бишкеком, и с какими трудностями ему пришлось столкнуться? Анализируем ситуацию в нашем обзоре.
Среди простых арабов распространены недоверие к пан-арабским и, тем более, западным СМИ, а видение России как противовеса Западу сохраняется со времен «холодной войны». Однако положительное отношение к Москве сменяется нейтральным благодаря усилиям анти-российски настроенных пан-арабских СМИ Саудовской Аравии и Катара.
Политическая конструкция Порошенко может успешно пережить выборы и трансформироваться в стабильную власть. В такой ситуации Тимошенко может попытаться отсрочить выборы, спекулируя на теме сепаратизма и угрозе введения чрезвычайного положения.
Стремительный экономический рост Китая подтолкнул его к поиску новых источников сырья и рынков сбыта. После распада СССР перспективным направлением реализации китайского экономического потенциала стали страны Центральной Азии.