Исламистская группировка ИГИЛ, в конце июня провозгласившая создание халифата на отвоеванных территориях Ирака, получает серьезный отпор со стороны начавших консолидироваться внутрииракских сил. В единый лагерь по борьбе с экстремистами вступили также региональные державы и Запад, в первую очередь – США. Так, 16 августа американские ВВС нанесли 9 ударов по боевикам ИГИЛ в районе Эрбиля и крупнейшей дамбы Ирака в районе Мосула, недавно захваченных исламистами.
Реакцией на действия США в Ираке стало обвинение международного сообщества в политике «двойных стандартов» со стороны сирийской оппозиции в лице Национальной Коалиции. Сирийские повстанцы, последние два года вынужденные вести боевые действия не только против сил режима, но и боевиков ИГИЛ, призывают Вашингтон нанести удары по позициям исламистов в Сирии. Однако Барак Обама продолжает придерживаться позиции отказа от непосредственного вмешательства в сирийский конфликт. Тем временем в Сирии силы режима усилили удары по позициям исламистов на северо-востоке страны, где ИГИЛ продолжает уничтожать мирное население, пытающееся противостоять им.
На канале Al Jazeera 16 августа состоялось обсуждение вопроса о возможном влиянии последних иракских событий на развитие конфликта в Сирии. «Враг моего врага – мой друг? Является ли ИГИЛ в Сирии «другом» для Вашингтона, выступающего на стороне оппозиции?» - такой вопрос был задан участникам обсуждения. По мнению Бассама Имади, бывшего сирийского посла в Швеции, отколовшегося от режима в 2011 г., ИГИЛ пока не воспринимается США как «враг». Филлис Беннис, директор Института политических исследований в США, в свою очередь, отметила, что «у США нет друзей, у США есть интересы».
Необходимо понимать, что для исламистов – в отличие от США – не существует границ между Ираком и Сирией. Невозможно рассматривать деятельность ИГИЛ в этих странах в отрыве друг от друга. Невозможно бороться с иракскими боевиками и параллельно «в своих интересах» выступать против сил, которые действенно противостоят боевикам на сирийской территории – этот действенный отпор исходит именно со стороны «неудобного» Вашингтону режиму Башара Асада в условиях, когда «умеренная» оппозиция последовательно демонстрирует свое бессилие в противостоянии исламистам. Невозможно также поставлять вооружение этой «умеренной» оппозиции и не понимать, что оно может попасть в руки ИГИЛ, действующих как в Сирии, так и в Ираке. Однако ситуация, сложившаяся сегодня в двух странах, действительно различается для Вашингтона: Багдад является партнером США в регионе, в частности – в области безопасности, Дамаск представляется «недружественным». Сотрудничество американцев с режимом Асада в борьбе с ИГИЛ, угрожающих региональной и международной безопасности, на сегодня представляется крайне маловероятным сценарием.
Ситуацию в российско-американских отношениях можно охарактеризовать как наиболее запутанную за всё время после окончания «холодной войны». С одной стороны, страны разделяют глубокие противоречия по огромному числу вопросов. С другой стороны, на уровне первых лиц есть готовность вести конструктивный диалог с тем, чтобы попытаться выбраться из глубокой ямы, в которой эти отношения находятся.
Во время своего визита в Великобританию Барак Обама дал понять, что США хотят видеть ЕС единым, однако «дружеский совет» американского президента не очень понравился британцам. Выступая на торговой выставке в Ганновере, Обама призвал ускорить переговоры по ТТИП, «окно возможности» для заключения которого захлопнется с окончанием его президентского срока. Администрация, желая уладить противоречия с Ираном в связи с имплементацией «ядерной сделки», попала под огонь собственного Конгресса.
14 декабря в Стране восходящего солнца прошли досрочные парламентские выборы. Их назначил действующий премьер-министр Синдзо Абэ, популярность которого в последнее время ослабла из-за начавшейся в стране рецессии. Сокращение уровня реальных зарплат на протяжении последних 16 месяцев сопровождается падением уже семь месяцев подряд объема потребительских расходов, составляющих 60 процентов ВВП.
Минский процесс реформирован, его институциональная основа стала сложнее. Но у сторон конфликта по-прежнему много возможностей и причин для того, чтобы уклоняться от соблюдения обязательств. Не соблюдать договоренности в ожидании, что конфликт разрешится на более благоприятных условиях, - такова тактика Киева, Луганска и Донецка.