В Нигерии после напряженной избирательной кампании президентом с четвертой попытки стал оппозиционный лидер Мухаммаду Бухари. Вопреки ожиданиям, действующий глава государства Гудлак Джонатан не стал оспаривать итоги выборов и признал поражение. Последовавшие выборы глав штатов продемонстрировали, что правящая партия утратила популярность. Хотя трансформация политического режима происходит мирно, последствия таких изменений могут быть драматическими.
Несмотря на перенос даты выборов и активную борьбу с «Боко Харам», действующему президенту не удалось победить полностью даже на юго-востоке и в центре страны, где находится его электоральная база. Восток страны, традиционно голосовавший за Народно-демократическую партию Гудлака Джонатана, раскололся и отдал часть голосов за Бухари. В результате, Мухаммаду Бухари 29 мая этого года вступит в должность с колоссальным мандатом доверия общества, победив в 21 штате из 36.
В прошлые выходные последовали выборы губернаторов в 29 штатах, которые подтвердили массовое разочарование в Народно-демократической партии. По предварительным данным, партия Бухари – Всеобщий Прогрессистский Конгресс – добилась успеха в 18 штатах, а НДП – только в 8. Причем, партия Гудлака Джонатана потерпела поражение в своих базовых штатах в центре и на юго-востоке страны – Бенуэ, Нигер, Коги и Плато. Таким образом, вертикаль исполнительной власти в значительной мере станет контролироваться новым президентом.
Перед Мухаммаду Бухари стоит множество первоочередных задач, однако главное испытание для бывшего военного диктатора Нигерии – это сформировать собственную команду. Всеобщий прогрессистский прогресс не сможет стать надежной опорой будущего президента, поскольку представляет собой конгломерат левоцентристских и умеренно исламистских партий и общественных организаций. Кроме того, по мере того, как вероятность проигрыша Гудлака Джонатана возрастала, в ВПК начали массово вступать члены НДП. Например, Бухари привел к власти в штате Квара своего кандидата на губернаторских выборах во многом потому, что во Всеобщий прогрессистский конгресс за несколько дней до выборов перешли кандидат в губернаторы от НДП и почти все молодежное крыло партийной организации штата. В итоге, огромное количество групп интересов, которые стоят за каждой из партий и групп «беглецов» из НДП, сделает внешне монолитную структуру исполнительной власти Нигерии еще более мозаичной, чем в правление Гудлака Джонатана.
Еще у Бухари совсем нет времени на «раскачку», то есть на выработку стратегии действий. С учетом того, что программа избранного президента Нигерии вобрала в себя в основном популистские лозунги, на чем будет строиться деятельность нового главы государства непонятно. Например, в области управления на федеральном уровне Бухари предлагал сократить количество ведомств и служащих, а также передать значительное число полномочий на уровень штатов. Одновременно, лидер ВПК выдвинул идею создать 6 агентств по региональному развитию для различных групп штатов. Нечто подобное в свое время предлагал М.С. Горбачев, разделивший министерство строительства на 4 ведомства по географическому принципу, однако затея закончилась неудачно.
Другое несовпадение в программе беспокоит еще сильнее: на фоне падения курса найры и колебания цен на нефть Бухари ориентировал избирателей на темпы роста экономики в 10-12%. Очевидно, что избранный президент не сможет последовательно придерживаться политики сокращения государственных расходов в социальной сфере, поскольку именно этот подход стал причиной непопулярность его предшественника. Поэтому, скорее всего, реальная политика Бухари будет ориентироваться на более скромные и посильные задачи.
От нового главы Нигерии потребуется несвойственное африканским лидерам умение балансировать между различными этническими группами и элитами штатов. Юго-восточные штаты в большинстве голосовали за Гудлака Джонатана и за губернаторов от НДП. Средний доход в этой части страны в 7-8 раз выше, чем на севере Нигерии, где Бухари поддержало 80-90% проголосовавших.
Задача нового президента по большому счету состоит в том, чтобы перераспределить благосостояние в государстве от относительно состоятельных штатов к менее состоятельным. Как сделать это безболезненно, не знал ни один предыдущий руководитель страны.
Откладывание решения проблем на потом как метод государственного управления себя не оправдало: количество безработных в возрасте 15-35 лет на севере колеблется в районе 50-60%, что отчасти и стало причиной активизации террористической группировки «Боко Харам». То есть, Бухари стоит перед дилеммой: или обострение социальной и политической напряженности, или перераспределение доходов между регионами. В первом случае, президенту придется подавлять выступления «Боко Харам» и другие волнения с помощью силы, что дает краткосрочный эффект. Во втором случае, Мухаммаду Бухари придется вести непростой диалог с элитами этносов иджо, ибо и огони, в том числе всерьез обсуждать перераспределение доходов от продаж нефти.
Хотя Нигерия – это самая населенная страна Африки и вторая по объему экономики, вряд ли внешние игроки направят существенные ресурсы на ликвидацию нигерийских социально-экономических проблем.
Сказывается невысокая информированность современных крупных держав о проблемах континента и их увлеченность процессами в других регионах мира. Как и другие государства Африки, Нигерия рискует остаться один на один со своими проблемами – Эболой, «Боко Харам», бедностью.
Иными словами, ответственность руководства страны за происходящее значительно возрастет.
В целом, избранный президент Нигерии, который вступит в должность 29 мая, вынужден будет сделать выбор. Мухаммаду Бухари придется выстраивать властную вертикаль и отказаться от идеи передачи дополнительных полномочий на уровне штатов. Новый глава Нигерии, вероятно, пересмотрит свое отношение к экономической политике и в той или иной форме вернется к политике бюджетной экономии. И, наконец, президенту Бухари придется всерьез вмешаться в распределение доходов между штатами, чтобы обеспечить минимальные потребности жителей севера страны. То есть, лозунги углубления федерализма и поворот к нуждам людей во многом останутся лозунгами. Если же Мухаммаду Бухари выберет некую третью альтернативу или будет слишком долго колебаться, социальная ситуация в Нигерии неизбежно обострится.
На фоне сомнений в актуальности «Группы семи», Госдепартамент охарактеризовал прошедший саммит как возможность стран «либерального лагеря» консолидировать свою позицию накануне «более плодотворного» сентябрьского саммита «Группы 20». В начавшемся на прошедшей неделе наступлении на Ракку США были вынуждены сделать основную ставку на курдов, испытывая, таким образом, терпение Турции. Вступивший на этой неделе в предвыборную гонку кандидат от либертарианской партии, являясь аутсайдером, может, тем не менее, повлиять на результаты голосования в ноябре.
Поездка Тиллерсона в Африку не сопровождалась четко сформулированным подходом к выстраиванию отношений со странами данного региона. Дональд Трамп пошел на введение протекционистских тарифов на сталь и алюминий вопреки оппозиции в Конгрессе, угрозам со стороны союзников и предупреждениям некоторых членов администрации. «Неформальный» визит Кушнера в Мексику дал новый повод для призывов к ограничению международной деятельности семьи Трампа.
Барак Обама сосредоточился на сдерживании панических настроений в стране, которые, среди прочего, распространились и на американские фондовые рынки. Кроме заявлений, в которых он повторял слова о том, что несколько случаев заражения еще не являются эпидемией, был принят и ряд других мер, основной целью которых стало доказать населению, что правительство держит ситуацию под контролем.
Безусловно, лишение Трампа законной победы через столь сомнительную с точки зрения морали процедуру - крайне рискованная стратегия, которая может стоить республиканцам не только Белого Дома, но и репутации. Поэтому, скорее всего, лидеры партии очень жалеют, что у республиканцев нет того, что есть у демократов - серьезного института «суперделегатов». То есть значительного числа представителей партийного истеблишмента, у которых есть право голоса на конвенте исходя из их статуса.