Кирилл Неверов
Прошел почти год с того момента, как Маурисио Макри занял пост президента Аргентины. Крупный бизнесмен, экс-мэр Буэнос-Айреса и бывший президент футбольного клуба «Бока Хуниорс» получил чуть более половины голосов избирателей. За прошедшее с момента вступления в должность время Макри инициировал ряд важных для Аргентины реформ в экономике и социальной сфере.
ПРЕМИУМ
21 февраля 2017 | 20:22

Маурисио Макри: новый курс для Аргентины

Почти год прошел с того момента, как Маурисио Макри занял пост президента Аргентины. Сместив династию Киршнер, на протяжении 12 лет возглавлявшую одну из крупнейших латиноамериканских демократий, оппозиция во главе с Макри получила шанс изменить историю страны. Однако на пути у правых реформаторов возможны затруднения в публичной политике - почти половина аргентинцев на президентских выборах отдала свои голоса за киршнеристского кандидата Даниэля Сциоли: за Макри отдали свои голоса 51,34%, а за его оппонента – 48,66% проголосовавших аргентинцев. Показательно, что на их выбор в пользу Сциоли не повлияла череда социальных протестов, коррупционных скандалов и обвинений в причастности к террористам, связанных с четой Киршнер.

Нестор Киршнер был первым президентом, надолго пришедшим к власти после президентской чехарды рубежа веков. На раннем этапе он заслужил поддержку аргентинцев благодаря критике своего предшественника Карлоса Менема и его преобразований. Однако сам новоизбранный президент был замешан в финансовых махинациях в ходе парламентских выборов 2005 г., когда пропрезидентский Фронт за победу прошел в конгресс, причем к самой процедуре голосования у общественности были претензии общественности, в частности, к закрытым партийным спискам, что резко ограничивало возможность выбора. В экономической сфере за первые годы решил экономические проблемы: внешней задолженности, повысил экономические показатели, понизил уровень безработицы, нищеты и инфляции, повысил пенсии и заработную плату. В то же время он злоупотреблял чрезвычайными декретами (225 декретов за первые три года президентства), большинство из которых относилось к неконтролируемому расходу бюджетных средств и манипуляциям с бюджетом. Стоит отметить, что сторонники президента занимали большинство в парламенте, а экономическая ситуация была благоприятной. Супруга президента, сенатор Кристина Фернандес де Киршнер лоббировала в Конгрессе предложение о наделении главы кабинета постоянными и чрезвычайными полномочиями в вопросах распределения бюджета и необходимости изменить правила утверждения чрезвычайных декретов, без обязательного одобрения в конгрессе. Правление Нестора Киршнера отметилось стремлением к увеличению полномочий исполнительной власти через ограничение влияния губернаторов провинций за счет изменения налогового законодательства и вмешательства в выборность членов Верховного суда. 

Президентство Кристины Фернандес де Киршнер стало продолжением политики мужа. В целом, сохранились проблемы прошлого: рост преступности, коррупция и вызванные мировым экономическим кризисом проблемы в хозяйственной деятельности.

Маурисио Макри, крупный бизнесмен, экс-мэр Буэнос-Айреса и бывший президент футбольного клуба «Бока Хуниорс», происходит из семьи потомственного итальянского иммигранта, владельца строительного и автомобилестроительного конгломерата SOCMA Франческо Франко Макри, состояние которого на 1998 г. оценивалось в 730 млн. долларов. Окончив Аргентинский католический университет по специальности гражданское строительство, будущий президент начал работать в компании отца. Однако после почти 10 лет работы Маурисио по личным причинам отошел от отцовского бизнеса и в 1995 г. занялся управлением футбольным клубом «Бока Хуниорс», к тому моменту уже находившемуся в упадке. Подняв клуб в топ мирового футбола, Макри переключился на политическую деятельность и создал в 2003 г. правоцентристскую партию «Компромисс ради перемен» (Compromiso para el cambio), через 2 года трансформировавшуюся в «Реcпубликанское предложение» (Propuesta Republicana).  2007 г. ознаменовался для партии альянсом с рядом правоцентристских партий Аргентины, получившим название «Союз-ПРО» (Uniòn-PRO)

Электоральным дебютом партии стала кампания 2007 г., на которых альянс получил 15% на выборах губернатора провинции Буэнос-Айрес и 9,5% на парламентских выборах. В 2010 г. Союз-ПРО получил статус общенациональной партии. Через 5 лет альянс объединился с социал-демократами из Гражданского Радикального Союза (Uniòn Cìvica Radical, UCR) и левоориентированной Гражданской коалиции (Coaliciòn Cìvica, CC) в составе коалиции «Изменимся» (Cambiemos), с которой он и выиграл президентские выборы.   

Политическая карьера Макри не ограничивалась участием в партийной и коалиционной деятельности. Еще в 2003 г. он выдвигался в качестве кандидата на должность мэра Буэнос-Айрес, уступив всего 2% голосов киршнеристам. В 2005 г. удача улыбнулась Макри – он прошел в законодательное собрание аргентинской столицы. Через 4 года после первой неудачи на выборах мэра Макри занял этот пост и впоследствии был переизбран на второй срок.  

В ходе президентской кампании 2015 г. основными обещаниями Маурисио Макри в ходе предвыборной кампании и первых дней на посту были борьба с бедностью и распространение социальной защиты, прекращение наркотрафика, победа над коррупцией, расширение и инклюзивность образования, повышение престижа работников учебных заведений, создание рабочих мест и привлечение инвестиций в экономику.

После вступления в должность 10 декабря 2015 г., Маурисио Макри инициировал министерскую реформу и поставил членов своей команды на ключевых постах правительства. Была преобразована структура министерства экономики: вместо одного суперминистерства появилось семь профильных. Также изменения коснулись министерства федерального планирования, инфраструктуры и услуг: были образованы три профильных - энергетики, транспорта и коммуникаций. К ним примкнуло отдельное ведомство, занимающееся реализацией проекта по развитию инфраструктуры севера Аргентины – «Плана Бельграно».

В середине декабря правительство Макри произвело девальвацию аргентинского песо с целью оживления слабой экономики. Делая данный шаг, президент стремился к созданию условий для роста экономики, что позволит бороться с бедностью. Девальвация, наряду со снижением экспортных пошлин, также была благоприятна для крупных фермеров.

Во внешней политике Маурисио Макри перестроил взаимоотношения с США, Европой и Японией, модифицировал связи как в субрегионе Южный конус, так и в Латинской Америке в целом: на саммите Меркосур в декабре 2015г. призвал к освобождению политических заключенных в Венесуэле, включил Фолкленды (они же Мальвины) в повестку дня, что интенсифицировало диалог с Великобританией. Аргентина, являющаяся одной из ключевых и влиятельных стран на континенте, в последние 30 лет прошла два крупных периода во внешнеполитическом плане. В 1990-ых страна была в струе концепции периферийного развития, которое предполагало зависимость от США. Во время правления Киршнеров страна переключилась на мультиреализм, предполагавший разносторонние связи и активное участие в международных организациях. С этого момента Аргентина прочно вошла в Меркосур, где соперничает с Бразилией за звание ключевого игрока на континенте. Отношения с Бразилией в целом носят противоречивый характер: с одной стороны, страны заинтересованы в тесном сотрудничестве в рамках Меркосур, с другой – стремятся упрочить собственное положение и выйти вперед. Киршнер выступал за создание Межамериканской зоны свободной торговли, а его супруга отметилась участием в Форталезском форуме, проводившемся БРИКС. В этот период Индия, Китай, арабские страны (включая Иран) попали в орбиту внешнеполитического интереса Аргентины. Маурисио Макри, на данный момент, стремится сохранить то, что уже было накоплено до него во внешних связях, и, более того, повернуться в сторону Европейского союза, связи с которым были нарушены политикой Кристины Фернандес.

Впервые за 20 лет Аргентину посетил президент США. Маурисио Макри и Барак Обама обсудили сближение двух стран после заморозки отношений в киршнеристкий период.

В экономической сфере произошел подъем акций. Некоторый прогресс в экономике стал возможен благодаря присутствию в команде Макри директоров фирм и бизнес-консультантов, до этого не принимавших участия в большой политике.

Были сняты налоги с деревни: пшеница, соя, маис и мясо были освобождены от налогового обложения, регионы и горняки также приостановили выплаты налогов.

Была поднята ставка доллара и унифицирован обменный курс, что привело к девальвации аргентинского песо на 42%. Доллар подскочил до 16 песо, затем стабилизировался на цифре 14,2 песо. При этом педалировался следующий тезис: если бы победу на выборах одержал киршнерист Сциоли, было бы хуже. Наблюдался рост цен на электроэнергию и коммунальные услуги. Инфляция составила 25%, цены начали идти вверх с января 2016 г., в мае рост составлял 4%. Снижение развития промышленности составило 2,4%, строительство упало на 10,3% за первые четыре месяца и на 24,1% только в апреле.

Во внутренней политике сохраняется проблема взаимодействия новой власти с перонистами, занимающими посты как на общенациональном уровне, так и являющимися губернаторами некоторых провинций. В декабре 2015 г., сразу после своего избрания, Макри встретился с лидерами оппозиции, губернаторами и министрами. Последний раз президент Аргентины проводил подобную встречу 10 лет назад. Также президент Аргентины совершил поездку на экономический форум в Давосе. До Маурисио Макри за последние 13 лет только Эдуардо Дуальде в 2003 г. посещал это мероприятие. Что примечательно, совместно с лидером оппозиционного Frente Renovador Серхио Масса.

Многие влиятельные киршнеристы были подвергнуты судебному преследованию в связи с коррупционными скандалами, в числе обвиняемых и сама Кристина Фернандес и бывший министр экономики Аксель Кисилеф.

Однако внимание к социальному сектору было недостаточным: проект по возращению 15% НДС на базовые продукты питания для уязвимых секторов занял целый семестр. Провалена политика общественной безопасности, что требует повышения ее эффективности.  В социальной сфере Маурисио Макри расширил пакет социальных мер: были увеличены пособия на ребенка, возмещен НДС для тех, кто получает низкую заработную плату, разработан план сохранения рабочих мест. Увеличена минимальная заработная плата на 33%, на 650% увеличено пособие по безработице. Макри призвал к легализации капиталов и приступил к оплате социальных издержек пенсионеров. С другой стороны, социальная сфера была придана в угоду экономической эффективности.

Подобные меры подстегнули протестную активность аргентинцев: в апреле в ходе акций протеста профсоюзы CGT и CTA выступили за отмену подоходного налога на прибыль, а также в защиту законопроекта, запрещающего увольнения в течение 180 дней и повышение тарифов. Профсоюзы выступили за мобилизацию как перонистов, так и левых Аргентины вообще.

В начале сентября Маурисио Макри заявил, что после 9 месяцев пора менять курс. В качестве приоритетных целей нового курса – борьба с наркотрафиком и диалог со всеми секторами экономики и общества, политической жизни.

Подводя итог, можно заметить, что в целом Маурисио Макри следует в фарватере намеченных в предвыборный период шагов по развитию Аргентины, сконцентрировав основные силы на экономических проблемах, порожденных провальным периодом президентства Кристины Фернандес де Киршнер. В ближайшие 6 месяцев Макри собирается пожинать то, что посеяли за первые девять. В приоритете – Аргентина без бедности, что подразумевает создание новых рабочих мест, обеспечение заботы и сопровождения для нуждающихся слоев населения. Стремление нового правительства решать также насущные социальные проблемы, в первую очередь, бороться с бедностью и преступностью, а также стремление активно участвовать в международной жизни и мировой политике позволяет говорить о качественно новом этапе в истории Аргентины. Работа с аграрным сектором и рабочими, которые составляли основной электорат перонистов, составляет важный фактор для сохранения позиций Макри на президентском кресле. Однако, учитывая в целом «левый» характер Латинской Америки, для успешной и продолжительной президентской карьеры Маурисио Макри необходимо привнести в свою политику элементы «левизны», в первую очередь – уделить особое внимание социальным и трудовым вопросам, меньше ориентироваться на Соединенные Штаты и больше сотрудничать со своими географическими соседями.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Реалистический подход»

7 июля 2016 | 18:40

Черное море в российско-турецких отношениях

Запрос на нормализацию более или менее очевиден. Как очевидно и то, что возврат к временам «стратегического партнерства» не представляется возможным. На сегодняшний день было бы крайне важным возобновление полноценного диалога по всему спектру сюжетов, связанных с безопасностью (включая предотвращение инцидентов и быстрое реагирование на них) и формированием принимаемых правил для «согласия на несогласие».

10 августа 2016 | 18:15

Иерархия угроз безопасности для России

На протяжении последних трех столетий Москва была главным динамическим ядром Евразии и центром притяжения для соседей. Однако будущее евразийского пространства в XXI веке будет определяться не одной Россией, которая будет вынуждена конкурировать с Китаем, ЕС, США, Турцией и Ираном. Россия должна быть за столом переговоров великих держав, чтобы не стать одним из блюд в их меню.

7 сентября 2015 | 15:19

Новая "холодная война"? Злоупотребление историей и отказ понять Россию

Дебаты о новой «холодной войне» препятствуют развитию западной мысли в отношении России. Они отражают – и поощряют – развитие опасной тенденции в рядах политиков и военных стратегов, которая состоит в подготовке к войнам прошлого. Они также подразумевают определенную предсказуемость и уверенность в том, как поведет себя Россия, не принимая при этом в расчет ни отличную от прошлого сегодняшнюю международную ситуацию, ни приспосабливаемость России к геополитическим изменениям.

22 декабря 2014 | 23:01

The US view on the Ukrainian crisis

My observations in Washington prove that this is not an immediate objective for the US yet. However, it does not mean, that the Americans will refrain from an opportunity to speed up the fall of the Russian regime if the internal problems cause a social upheaval. Having met with the White House, National Security Council and Pentagon officials, as well as experts on Russia in Washington, I may conclude that the US has certain difficulties formulating a single consistent policy towards Moscow and is, therefore, incapable of conspiring against it.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова