В Афганистане опубликованы первые официальные предварительные итоги голосования на выборах президента. На основе подсчета 10% голосов 26 из 34 афганских провинций Независимая Избирательная комиссия сообщила, что первые места заняли трое кандидатов: доктор Абдулла Абдулла (41,9% голосов), Ашраф Гани Ахмадзай (37,5%) и Залмай Расул (9,5%).
Нельзя точно ручаться, что окончательные результаты первого тура будут иметь тот же вид. В частности, вероятно, что процент голосов, поданных за доктора Абдуллу будет сокращаться по мере подвоза бюллетеней из удаленных южных районов страны (так было и в кампанию 2009 года). Однако формирование “победившей пары” Абдулла - Ахмадзай вполне вероятно. А если оглашенные результаты более или менее близки к окончательным итогам первого тура, то они будут иметь ряд важных политических последствий.
Во-первых, ставленник клана Карзаев Залмай Расул не сможет выйти во второй тур, что подорвет влияние старой элиты. Останется открытой возможности коалиции Карзая, Расула и Ашрафа Гани на основе защиты интересов афганских пуштунов, так как на стороне семьи действующего президента находится административный ресурс и финансовые возможности. Однако представители старой элиты в случае такого альянса будут обделены преференциями, и могут вовсе уйти с политической сцены. В этом случае выборы станут реальной сменой политических эпох и приведут к значительным переменам в составе правящей элиты и государственной политике Афганистана.
Вторым важным итогом можно считать достаточно высокий результат Ашрафа Гани Ахмадзая, о перспективах которого скептически отзывались эксперты, вопреки доступным результатам опросов. В конечном итоге, однако, этого известного специалиста по вопросам безопасности и оратора поддержал большой процент афганцев. В случае его выхода во второй тур вероятно, что вокруг него произойдет консолидация пуштунских влиятельных групп.
Высокий результат доктора Абдуллы был предсказуем: он был главным конкурентом Хамида Карзая еще на прошлых президентских выборах и всегда рассматривался в числе наиболее вероятных претендентов. Однако важно учитывать, что многие рассматривают его как выразителя интересов национальных меньшинств Севера страны. В прошлом он был министром иностранных дел в антиталибском Северном альянсе, где главную роль играли национальные меньшинства, а также входил в окружение влиятельного таджикского политика Бурхануддина Раббани. Отец Абдуллы Абдуллы этнический таджик, а мать - пуштунка, однако сам он называет себя кабульским пуштуном и в качестве такового представлялся еще будучи членом “Северного Альянса”.
После окончания гражданской войны (1992-2001) влияние бывших “северян” начало сокращаться, несмотря на их заметное присутствие в государственном аппарате. Бывшие участники неоднократно предпринимали попытки увеличить свой политический вес, создавая оппозиционные коалиции, но так и не смогли добиться реальных успехов. Во многом это было обусловлено недостатком корпоративной солидарности и склонность политиков из числа бывших соратников вести свою игру.
В случае прихода Абдуллы Абдуллы к власти в Афганистане произойдет усиление региональных элит. Еще в ходе избирательной кампании 2009 года он высказывался за расширение полномочий афганских провинций и отказ от курса на централизацию власти. В условиях страны с неустоявшимися государственными институтами этот сценарий может привести к разрушению единого конституционного поля.
Однако у расширения прав провинций в Афганистане есть и свои сторонники, в том числе среди меньшинств Севера. Многие афганские таджики и узбеки рассматривают нынешнее государство как пуштунское и стремятся получить больше прав для своих регионов. Когда-то афганские эмиры проводили жесткую, почти “колониальную” политику в непуштунских районах.
Сейчас уровень бытового национализма, особенно в городах - не столь высок, однако напряжение остается. Тем более, что за последние десятилетия в стране сложились региональные политические группировки управляющие жизнью в провинциях, с которыми оказывается вынужденным бороться официальный Кабул. От победы Абдуллы Абдуллы многие ждут именно усиления подобных групп.
Однако любой президент Афганистана будет заинтересован в укреплении центральной власти, которая гарантирует его полномочия. Однако нет сомнений, что многими в Афганистане вероятность победы Абдуллы будет казаться риском “реванша северян”. Это может быть использовано его противниками во втором туре.
Киевские власти приняли решение закрыть на приднестровско-украинской границе все пропускные пункты, через которые провозились в обе стороны промышленные товары, тем самым усилив режим экономической блокады непризнанной республики Приднестровье. Президент Украины Петр Порошенко стремится обрушить приднестровскую экономику, рассчитывая перевести замороженный региональный конфликт в горячую фазу и втянуть в него Россию с Евросоюзом.
Политическая конструкция Порошенко может успешно пережить выборы и трансформироваться в стабильную власть. В такой ситуации Тимошенко может попытаться отсрочить выборы, спекулируя на теме сепаратизма и угрозе введения чрезвычайного положения.
У украинской гражданской войны нет военного решения. Сторонам придется решать свои проблемы за столом переговоров. Главная проблема в том, какова будет повестка дня этих переговоров.
Нельзя не принимать в расчет риск распространения войны или того, что Россия окажется в очень затруднительном положении, из которого сложно выбраться. Если наступательная операция России будет недостаточно решительной, Израиль, Саудовская Аравия и Соединенные Штаты не упустят шанса обеспечить сдерживание России, подорвать позиции Москвы и шиитской коалиции, при этом, возможно, усилив поддержку воюющих с Асадом повстанцев или путем прямых военных действий.