Российско-итальянские отношения традиционно носят не только политический и экономический характер, но и наполнены особыми цивилизационными, культурными связями, которые выделяют Италию среди прочих партнеров России.
Из выступления Президента Владимира Путина на Валдайском Форуме и его обращения к Федеральному Собранию следует, что Россия не намерена идти по пути изоляции и разрыва отношений с традиционными партнерами, и на фоне налаживания новых связей она будет открыта для сотрудничества с европейскими странами.
И в этой связи особый интерес вызывают слова министра иностранных дел Италии, Паоло Джентилони, который заявил, что «европейцы являются союзниками США, но у них собственные взгляды на геополитику». Джентилони также отметил, что в нынешних условиях Италия намерена полагаться на собственные национальные интересы, в том числе относительно событий на Украине.
Сегодня Италия – 4-я по количеству населения и 4-я по объему ВВП экономика ЕС, а для России – это один из крупнейших торгово-экономических партнеров, с которым объем внешней торговли каждый год рос с двузначными показателями. В 2013 году Италия занимала 2 место по объему экспорта из России. Товарооборот же с европейскими странами у Италии последовательно сокращается: объемы внешней торговли Италии с Испанией уменьшились в 2012 году на 7,4%, с Германией на 7,0%, с Францией – на 3,8%, с Нидерландами – на 1,3%.
На этом фоне санкции в отношении России и ответные меры вызывают беспокойство, как у итальянских предпринимателей, так и у региональных властей, существенная часть бюджета которых формируется благодаря торговым отношениям местных предприятий с Россией. Один только регион Венето, обладающий экспортом в Россию в объеме 1,8 млрд евро в год потеряет по причине санкций 590 млн евро. Губернатор области, Лука Дзая, уже заявил, что личные переговоры региональных властей с Москвой приведут к разрешению противоречий и будут способствовать возобновлению экономических связей.
России, в действительности, следует задуматься об интенсификации межрегионального сотрудничества с Италией и установления прямых контактов с итальянскими регионами, в особенности с теми, которые напрямую заинтересованы в развитии сотрудничества.
Три ключевых фактора влияют на значимость позиции регионов по отношению к России:
Особое внимание следует уделить участию итальянских регионов в деятельности ЕС, в особенности их участию в Комитете Регионов.
С одной стороны, Конституция Италии относит вопросы сотрудничества регионов с ЕС к конкурирующей сфере законодательства, что предполагает издание общих предписаний со стороны центральной власти. Однако это никак не сказывается на самостоятельности позиции региональных представителей в различных органах власти ЕС, в особенности в Комитете Регионов ЕС, который в первую очередь служит площадкой для представительства региональных интересов в отрыве от центральной власти государства.
Те регионы, которые особо заинтересованы в сотрудничестве с Россией, посредством своих представителей в Комитете Регионов могли бы стать проводниками конструктивных отношений в отношении РФ при формировании политики ЕС и, по меньшей мере, представлять альтернативную общему фарватеру европейской политики точку зрения.
В случае продолжения углубления экономического кризиса в Италии можно предполагать и рост популярности у евроскептиков, в первую очередь у партий «Вперед, Италия!» экс-премьера Сильвио Берлускони и Лига Севера, чей лидер Маттео Салвини успел объявить, что хотел бы видеть Путина премьер-министром Италии.
Партия Салвини уже контролирует регионы Ломбардия и Венето и в будущем может нарастить свой потенциал в северных и ряде центральных регионов страны. Лига Севера также обладает 5 местами в Европарламенте, что, в случае системного сотрудничества с этой партией, открывает окно возможностей для представления пророссийской повестки дня в ЕС.
Очевидно, что нынешний кризис в отношениях между Россией и ЕС не может продолжаться бесконечно, и торгово-экономические отношения сторон, а также их культурная близость, перевесят навязанную со стороны США политику оказания максимального давления на Россию. Крайне важно, чтобы к этому моменту те достижения, которые были зафиксированы в отношениях между Россией и Италией не были утеряны и основывались на заинтересованности обеих сторон в сотрудничестве.
Республиканцы, даже будучи меньшинством в Сенате, лоббировали принятие ряда жестких резолюций в отношении России. Сегодня, «слоны» контролируют повестку дня в обеих платах, и с этим фактом Обаме придется считаться – у главы Белого Дома нет более возможностей быть мягким.
В отличии от Украины, Грузии и Молдовы вопрос о создании зоны свободной торговли с ЕС не рассматривался в Баку. Азербайджан стремится проводить многовекторную политику и балансирует интересы соседей и стран Запада. Баку удавалось успешно осуществлять этот курс с начала 2000-х годов.
Вывод войск НАТО из Афганистана пошатнет стабильность Туркменистана меньше других стран Центральной Азии. В основе роста туркменской экономики - высокие доходы от продажи энергоресурсов, развитый строительный и туристический бизнес. В этих условиях в Туркменистане нет почвы для социального взрыва.
В Прибалтике надеются, что падение цен на сельхозпродукцию позволит частично компенсировать закрытие российского рынка внутренним спросом, но отсутствие роста цен вкупе с резким увеличением предложения приведет к вытеснению с рынка мелких хозяйств.