Лев Матошин
Выходом из санкционной логики может стать дробление общей государственной линии России на модернизацию нестратегических отраслей на относительно небольшие проекты, которые нельзя оперативно классифицировать как отдельную и системную программу по обходу санкций.
ПРЕМИУМ
1 ноября 2014 | 16:31

Технологическое сотрудничество России со странами Запада в условиях санкций

Нагнетание напряженности в отношениях между Россией и Западом в среднесрочной перспективе может поставить под вопрос единство элиты и широких социальных слоев в России. Будущее общественной солидарности будет зависеть от того, сумеет ли Москва использовать сложившуюся ситуацию в национальных интересах. Необходимо продолжить политику модернизации страны, создать условия для экономической и продовольственной безопасности, найти асимметричный ответ западным санкциям и предложить всем заинтересованным в диалоге с Россией сторонам модель, при которой санкции оказывали бы минимальное воздействие на сотрудничество.

В качестве защиты от санкционной политики ЕС и США правительство России обозначило курс на импортозамещение. Это неоднократно озвучивали в этом году в своих выступлениях президент Владимир Путин и премьер Дмитрий Медведев. Разработка программы была поручена Минпромторгу, руководство которого уже в августе 2014 года определило ее краеугольные камни: полное импортозамещение в ВПК и машиностроении, других стратегических отраслях, увеличение доли рынка российских компаниях в гражданской сфере, формирование стимулирующих мер для отечественной промышленности, поворот на Восток.

При этом российская элита продолжает посылать Западу сигналы о готовности к конструктивному диалогу. Так, ястреб российской внешней политики вице-премьер Дмитрий Рогозин в рамках состоявшегося 14 августа пленарного заседания «Кооперация и/или импортозамещение» заверил участников дискуссии, что Россия не предпримет ответных мер, способных разрушить сотрудничество с западными партнерами.

Сохраняющиеся традиционные каналы политического и экономического диалога в новых условиях разумно дополнить взаимодействием с западными контрагентами в менее приоритетных до настоящего времени отраслях. На них западные правительства не смогут мгновенно обратить внимание в силу сохранившихся с Холодной войны устаревших инструментов анализа (недаром фокусом санкций стали финансовая и энергетическая сферы, а также ВПК).

Выходом из санкционной логики может стать дробление общей государственной линии России на модернизацию нестратегических отраслей на относительно небольшие проекты, которые нельзя оперативно классифицировать как отдельную и системную программу по обходу санкций.

Менее масштабные проекты не всегда интересны государству, так как зачастую требуют отвлечения равных с крупными проектами ресурсов при меньшей отдаче. Однако государственные рычаги следует использовать для предоставления таких возможностей менее крупным игрокам, на которых санкции США не распространятся при должной предусмотрительности.  Выборочно могут применяться и другие методы господдержки, разработанные руководством Министерства промышленности и торговли в рамке общего курса на импортозамещение: субсидии, льготное налогообложение и налоговые кредиты, введение таможенных пошлин на чувствительную для российских отраслей товарную номенклатуру, размещение госзаказа.

Функция государства - лишь очертить и координировать направления модернизации нестратегических отраслей с точки зрения национальных интересов путем неявного технологического сотрудничества России с ЕС и США.

Модернизацию нестратегических отраслей должен предварять анализ структуры российского импорта, выделения из него продуктов, которые не производятся у нас или производятся, но ввозятся в значительно большем объеме. Далее необходимо сопоставить полученную информацию с базой российских патентов и ГОСТов на предмет их актуальности, а также с зарубежной патентной базой и стандартами.

Если в ходе данного структурного анализа выявляется наличие значительных объемов импорта, а также расхождение в 15-20 лет между российскими и зарубежными патентами и стандартами, то объект модернизации и применения новых технологических решений, имеющихся за рубежом, найден.

Следующий шаг – получение технологии в условиях санкций и антироссийской истерии. Движением в этом направлении может быть передача не всей технологии, а только ее половины, т.е. производство в РФ из имеющихся природных ресурсов промежуточного продукта, который впоследствии мог бы быть доработан на американских (европейских) предприятиях, требующих дозагрузки мощностей в силу различных обстоятельств. Приобретение промежуточного продукта более выгодно промышленным предприятиям, так как эффективно снижает расходы на транспортировку сырья и переработку, то есть ведет к снижению себестоимости продукции и повышению их конкурентоспособности.

При этом в международной практике сложились особые таможенные режимы для перемещения таких продуктов: в определенных случаях они не облагаются дополнительными таможенными пошлинами при пересечении границы, что также ведет к снижению себестоимости данной продукции и выгодно как российскому производителю, так и зарубежному.

Развитие подобного сотрудничества приведет к углублению связующих российско-американских экономических и технологических процессов, частичной передаче технологий и их освоению, к подготовке технических и научных кадров. Подобная политика способна частично нейтрализовать санкции в сфере технологического обмена.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

27 марта 2018 | 22:40

Дайджест внешней политики Германии 20-27 марта

После консультаций с европейскими партнерами Германия приняла решение поддержать Великобританию в «деле Скрипаля» и выслать четырех российских дипломатов. Во время своего двухдневного визита Хайко Маас приложил массу усилий, чтобы сгладить негативные впечатления Нетаньху от Зигмара Габриэля. Заявления главы МВД Хорста Зеехофера о том, что ислам не является частью Германии, может стать началом кампании по ужесточению законов в отношении беженцев.

23 июня 2015 | 09:49

Сценарии разрешения правительственного кризиса в Молдавии в 2015 году

Находящаяся у власти «миноритарная» коалиция либерал-демократов и демократов пытается сохранить власть, несмотря на свою управленческую несостоятельность. На этом фоне помимо условно пророссийской оппозиции сформировались проевропейские политические проекты с антиправительственной риторикой. В ближайшие недели правящей коалиции предстоит представить в парламент кандидатуру нового главы правительства, а значит предстоит большая закулисная дискуссия.

25 декабря 2014 | 22:01

Первые шаги Дональда Туска на посту главы Евросовета

В беседах с прессой Туск заявил, что будет стараться сохранять равновесие в отношениях ЕС с восточными и южными соседями. Несмотря на то, что Варшава пытается привлечь больше внимания Брюсселя к вопросам восточных соседей, бывший премьер министр Польши понимает, что его новый пост требует умения балансировать интересы всех членов Евросоюза – как в плане бюджета, так и внешней политики.

27 февраля 2015 | 14:00

Уроки украинского: В чем мы были неправы на Украине

Из Москвы украинская политика казалась идентичной российской — сильная центральная власть, эффективная консолидация и распределение ресурсов центром, развитый административный аппарат и главное — консенсус элит и общества по вопросу о национальных интересах. На Украине когда-то имелись предпосылки к тому, чтобы сложилась сильная центральная власть — наподобие российской, белорусской или казахстанской. Однако в отличие от России, Белоруссии или Казахстана на Украине эти предпосылки не дали такого же результата.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
23 января 2015 | 18:00
17 декабря 2014 | 20:00
15 декабря 2014 | 10:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова