Павел Дятленко
Вступление Кыргызстана в Евразийский экономический союз происходит в сложных внешне- и внутриполитических условиях. Страна переживает серьезный экономический и энергетический кризис, для преодоления которых предпринимаются и дипломатические шаги. С другой стороны, присоединение Киргизии к ЕАЭС вызывает различную реакцию в соседних странах, поскольку серьезно меняет сложившийся в постсоветский период баланс сил в Центральной Азии.
ПРЕМИУМ
19 мая 2015 | 16:14

Последствия вступления Кыргызстана в ЕАЭС

Бишкек, Кыргызстан. - 8 мая на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Москве 2015 года были подписаны документы о вхождении Кыргызстана в состав ЕАЭС. После их ратификации парламентами всех стран блока Кыргызстан станет полноправным членом интеграционного объединения. В своем выступлении на заседании совета президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев выразил надежду, что Евразийский экономический союз укрепит стабильность на евразийском пространстве.

Для Кыргызстана выступление в ЕАЭС стало завершением пути, начатого в 2010 году после падения режима президента Курманбека Бакиева. С приходом к власти Розы Отунбаевой и затем Алмазбека Атамбаева внешнеполитический курс республики был скорректирован и с тех пор остается устойчивым. По словам руководителя отдела внешней политики администрации президента КР Сапара Исакова:

«В Киргизии есть общественная поддержка интеграции, есть полное понимание ее выгодности в парламенте, со стороны бизнеса. У Киргизии есть единственный путь – это вступление в Евразийский экономический союз, у нас нет другой альтернативы».

Однако вступление Кыргызстана в Евразийский экономический союз происходит в сложных внешне- и внутриполитических условиях. Страна переживает серьезный экономический и энергетический кризис, для преодоления которых предпринимаются и дипломатические шаги. Кыргызстан пытается компенсировать нехватку электричества с помощью его закупки в Казахстане и Таджикистане. Также Бишкек стремится к получению электроэнергии от Туркменистана - в ноябре 2014 года там побывал с официальным визитом президент Атамбаев. Однако этому мешает отсутствие возможности прямой, без транзита через территорию других центральноазиатских стран, передачи электроэнергии. В рамках межправительственного соглашения между Россией и Кыргызской Республикой идет строительство каскада Верхненарынских ГЭС.

В октябре 2015 года в Кыргызстане пройдут выборы парламента. Активно обсуждается возможность проведения референдума по изменению действующей конституции (восьмой по счету со времени основания республики).

Часть кыргызстанской политической и экономической элиты не поддерживает вступление в ЕАЭС, так как это противоречит их интересам по транзитной торговле с Китаем.

Однако в целом в обществе и политической элите сложился консенсус по вопросу о присоединении к евразийской интеграции и ее оптимальности по сравнению с другими из немногих возможных вариантов будущего Кыргызстана.  

Вступление Бишкека в ЕАЭС означает для него прежде всего расширение сотрудничества с Россией и Казахстаном. Отношения с Беларусью остаются напряженными из-за разногласий вокруг фигуры бывшего главы республики Бакиева (Кыргызстан требует его выдачи). Армения находится слишком далеко и связи Кыргызстана с ней слабо развиты.

При этом внешнеполитический курс республики остается сбалансированным: Кыргызстан продолжает развивать отношения с США и европейскими странами. В марте и апреле 2015 года Атамбаев посетил несколько западноевропейских стран; в этот же период было достигнуто соглашение с США об облегчении визового режима. Продолжаются ежегодные двусторонние консультации Бишкека и Вашингтона. В Бишкеке также действуют региональные офисы многих международных и неправительственных организаций. Кыргызстан расширяет связи с Китаем, Турцией и арабскими странами.

В результате ни один из внешнеполитических партнеров Кыргызстана не контролирует доминирующую часть инвестиционных и иных стратегических проектов страны.

В июле 2014 года на территории Кыргызстана прекратил работу Центр транзитных перевозок США на авиационной базе «Манас», который использовался странами НАТО для транзита грузов в Афганистан и обратно. В связи с этим Сапар Исаков отметил:

«Это решение принималось на основе суверенного права Киргизии. При этом мы выполнили все обязательства перед международной антитеррористической коалицией в рамках соглашения от 2009 года по предоставлению нашей территории для функционирования центра до 2014 года».

Вместе с тем, Кыргызстан старается избегать прямого противостояния с кем-либо из глобальных игроков, особенно в условиях продолжающегося похолодания в международных отношениях. Это хорошо заметно по сдержанной и обтекаемой позиции республики по украинской ситуации.

Открытость Кыргызстана сотрудничеству с разными партнерами приносит заметные плоды. В стране работают Американский университет в Центральной Азии, Кыргызско-Российский Славянский университет, два турецких университета и Восточный университет имени Махмуда Кашгари-Барскани (ранее он назывался Кыргызско-Кувейтским университетом). В информационном пространстве соседствуют очень разные по своей редакционной политике филиалы иностранных СМИ. Крупнейшими инвесторами в горнодобывающей и инфраструктурной отрасли Кыргызстана являются китайские и российские компании, к этим сферам проявляют интерес и казахстанские фирмы.

Присоединение Киргизии к ЕАЭС вызывает различную реакцию в соседних странах, поскольку серьезно меняет сложившийся в постсоветский период баланс сил в Центральной Азии.

Для Узбекистана этот шаг Бишкека означает, что Ташкент теперь будет граничить уже с двумя членами ЕАЭС – Казахстаном и Кыргызстаном, притом, что последний находится между Узбекистаном и Китаем.

Кроме того, присоединение Кыргызской Республики означает продвижение евразийской интеграции на юг, удлинение общей границы ЕАЭС с КНР и усиление центральноазиатского компонента в ЕАЭС - после вхождения Кыргызстана две из пяти стран ЕАЭС будут находиться в Центральной Азии. Появляется общая граница между ЕАЭС и Таджикистаном.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Экономика»

9 декабря 2014 | 17:07

Перспективы развития межрегиональных связей между Россией и Италией

Те регионы, которые особо заинтересованы в сотрудничестве с Россией, посредством своих представителей в Комитете Регионов могли бы стать проводниками конструктивных отношений в отношении РФ при формировании политики ЕС и, по меньшей мере, представлять альтернативную общему фарватеру европейской политики точку зрения.

30 мая 2014 | 11:15

Американские оценки российско-китайской сделки

Российско-китайское соглашение о поставках газа уже окрестили сделкой века. По своему стратегическому значению оно сравнивается с соглашением «газ-трубы» 1970 года между СССР и ФРГ, которое положило начало европейской зависимости от российских энергоресурсов.

25 марта 2014 | 15:35

Стратегия США в отношении стран «Восточного партнерства»

Накануне саммита "Восточного партнерства" в Вильнюсе в Сенате США прошли слушания комитета по международным делам, посвященные вопросам американской политики в регионе. На встрече обсудили реакцию на меры России в отношении Молдавии и Украины с целью побудить их отказаться от подписания соглашений с ЕС.

3 апреля 2014 | 15:38

Пружины внутренней политики Южной Осетии

Коллегия Счетной палаты впервые с начала финансирования Россией программы восстановления социально-экономической инфраструктуры Южной Осетии констатировала отсутствие фактов нецелевого расходования средств в 2013 году.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
18 апреля 2015 | 04:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова