Накануне саммита "Восточного партнерства" в Вильнюсе в Сенате США прошли слушания комитета по международным делам, посвященные вопросам американской политики в регионе. На встрече обсудили реакцию на меры России в отношении Молдавии и Украины с целью побудить их отказаться от подписания соглашений с ЕС.
ПРЕМИУМ
25 марта 2014 | 15:35

Стратегия США в отношении стран «Восточного партнерства»

Страны «Восточного партнерства» - Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдавия, Украина - исторически играют второстепенную роль во внешней политике США. Чаще всего они фигурируют во внешнеполитическом дискурсе в контексте отношений США с Россией. Большое внимание к странам Восточной Европы и Кавказа в 1990-х годах в рамках политики расширения НАТО на Восток, заметно снизилось после 2008 года, когда администрация Барака Обамы отказалась от активных действий на постсоветском пространстве с целью сокращения разногласий с Россией. Однако курс на вовлечение восточноевропейских стран в экономическую и политическую сферу влияния Запада сохранился. 

Рост внимания к странам «Восточного партнерства» в Вашингтоне наметился в преддверие саммита ЕС в Вильнюсе, состоявшегося 28-29 ноября 2013 года. На встрече должно было состояться подписание соглашения об ассоциации с Украиной и инициация данного процесса с Молдавией и Грузией. В августе и сентябре 2013 года президент и госсекретарь США не раз поднимали тему «Восточного партнерства» на встречах с представителями европейских государств. 14 ноября 2013 года в Сенате США прошли слушания комитета по международным делам, посвященные вопросам американской политики в регионе. Повышенное внимание стало ответом на меры России в отношении Молдавии и Украины с целью побудить их отказаться от подписания соглашений с ЕС.

Общее направление американской политики очертила в своем выступлении на слушаниях в сенате Виктория Нуланд, помощник государственного секретаря по делам Европы и Евразии. В качестве основной задачи внешней политики США в регионе она выделила необходимость продвижения демократических ценностей и либерализации экономики стран. Основная роль отводилась ЕС и международным финансовым институтам - МВФ и ВТО. Из конкретных шагов США В. Нуланд назвала лишь предоставление экономической помощи Украине, Молдове и Грузии на проведение демократических реформ, необходимых для подписания соглашений об ассоциации с ЕС (доля этих стран в общем объеме двусторонней помощи США за 2012 год была низкой и составила 0,29%, 0,07% и 0,24% соответственно).

Отметив, что США должны избежать скатывания к конфронтации с Россией в регионе, некоторые выступавшие заявили о необходимости действий по сокращению потенциала Москвы оказывать давление на своих соседей. К таким действиям они отнесли диверсификацию поставок энергоресурсов за счет строительства трубопроводов, идущих в обход России, сокращение финансовой зависимости Украины от России посредством выделения займов МВФ и недопущение превращения «тлеющих» территориальных конфликтов в «горячие». Гарантом последнего должны стать сами США, поскольку формат инициативы «Восточное партнерство» исключает пространство безопасности и у ЕС нет инструментов влияния в этих вопросах. 

Никаких определенных действий не было предложено в отношении Белоруссии и Армении – стран, принявших участие в российской инициативе Таможенного союза. Отвечая на вопросы сенаторов, Виктория Нуланд отметила, что Белоруссия стоит на грани экономического коллапса и хорошо, что теперь эту проблему предстоит решать России, а не Западу.

Оценивая перспективы интеграции стран “Восточного партнерства” в европейское пространство, выступавшие на слушаниях заявили, что, в отличие от России, которая предлагает сиюминутные решения проблем, не требуя глубоких политических реформ, Запад настаивает именно на реформировании институтов как залоге благосостояния в будущем. 

Развитие событий после саммита в Вильнюсе заставило США внести коррективы в отношения со странами «Восточного партнерства». Поведение американского руководства во время волнений на Украине во многом напоминало ситуацию в арабских странах в 2010-2011 годах. Призывы к демократии сменились в высказываниях официальных лиц США призывами к обеим сторонам прекратить насилие и сесть за стол переговоров. Желание дистанцироваться от действий оппозиционных сил сопровождалось переложением бремени по урегулированию ситуации на плечи союзников в регионе. Маршрут визита Виктории Нуланд в Киев (она сначала посетила Берлин, Мюнхен и Прагу) позволяет предположить, что основная ставка была сделана на Германию и Польшу. Тем не менее, серьезный урон отношениям США с этими странами был нанесен публикацией в Интернете разговора Нуланд с послом США в Украине Джеффри Пайеттом, который вызвал рост недоверия со стороны как политического руководства ЕС, так и лидеров отдельных европейских стран.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Энергетика»

22 октября 2015 | 08:00

«Остаться в России подольше»: Зачем Башар Асад прилетал в Москву в условиях секретности

20 октября в Москву приезжал сирийский президент Башар Асад. Визит проходил в условиях строжайшей секретности. Сирийский лидер, по слухам, прибыл в Москву самолетом российских ВВС, а Кремль объявил о визите только 21 октября, когда Башар Асад вернулся в свою столицу. По мнению других экспертов, вопросы были не только у Асада к Путину, но и у Путина к Асаду.

4 февраля 2015 | 21:08

Киев избегает неудобных переговоров с ЛНР и ДНР

Новое контрнаступление ополченцев – формально ставшее ответом на попытку украинской армии отбить старый терминал донецкого аэропорта – может означать только одно: ополченцы действуют по своей инициативе, а Европа устала от украинского конфликта и начинает рассматривать его как внутреннее дело Украины.

20 октября 2015 | 12:44

Как спасать Приднестровье? Экономическая блокада республики и российские интересы

Приднестровье является не просто региональным оплотом РФ — там живут сотни тысяч российских граждан. По сути, непризнанная республика стала тем самым слабым местом России, на которое могут давить ее недоброжелатели. Не только для того, чтобы вытеснить ее из северо-западного Причерноморья и нанести Кремлю имиджевый или экономический ущерб, но также для того, чтобы вынудить Россию на ответные агрессивные шаги. Москве необходимо спасать Приднестровье, но пока непонятно, как это сделать.

3 июля 2017 | 22:50

Роль Германии в организации встречи Путина и Трампа

28-29 июня глава МИД ФРГ Зигмар Габриель совершил рабочую поездку в Россию, в ходе которой министр выступил на конференции городов-партнеров России и Германии в Краснодаре, провел переговоры с российским коллегой Сергеем Лавровым и президентом России Владимиром Путиным. Визит немецкого министра иностранных дел связан с подготовкой саммита «большой двадцатки» в Гамбурге и главной интригой мероприятия – встречей Трампа и Путина.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
18 апреля 2015 | 04:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова