Гор Алексанян
Оценив все риски, Армения сделала выбор, который подтвердил курс на союз с Россией в критическое для нее время. В Ереване не без основания рассчитывают, что и Москва не забудет о своем союзнике во время, которое станет критическим для него.
ПРЕМИУМ
5 апреля 2014 | 12:00

Крым во внешней политике Армении

Присоединение Крыма к России стало серьезным вызовом для внешней политики Армении, которая оказалась перед необходимостью обозначить свою позицию относительно происходящих событий. В ходе развития украинского кризиса официальный Ереван хранил молчание, несмотря на позитивно складывающиеся двухсторонние отношения с Украиной и большое число украинских армян, участвующих в акциях протеста.

Долгое молчание Армении можно объяснить несколькими обстоятельствами. Со дня независимости внешняя политика Армении строится исходя из существования непризнанной Нагорно-Карабахской Республики. Любой шаг Еревана напрямую влияет на судьбу НКР. В этом смысле, логика внешней политики Армении подразумевает приоритет права народов на самоопределение над принципом территориальной целостности государства. Из этого следует, что Ереван должен был поддержать самоопределение населения в Крыму. В аналогичной ситуации в 2008 году, когда албанцы в Косово отделились от Сербии, Армения вслед за Россией не поддержала Косово. 

Решение Сержа Саргсяна вступить в Таможенный союз сузило возможности Еревана по лавированию между Западом и Россией. Хотя ТС и считается экономической организацией, фактически страны-участницы ведут и согласованную внешнюю политику. В разных политических процессах Армения следует линии России, однако у Еревана есть специфические интересы, которые неудобны Москве. Ереван стремится  к созданию условий для международного признания НКР. Пока Армения не видит для этого возможностей и сама не признает республику. Армения находится на грани войны с Азербайджаном и в экономической блокаде со стороны Турции. Единственная твердая гарантия безопасности Армении и НКР – военный союз Еревана с Москвой. 

Россия так же является основным торговым партнером Армении и поставщиком жизненно важных товаров, включая энергоресурсы. Единственной реальной альтернативой для Еревана в этой ситуации остаются контакты с Ираном, который сам находится в непростом положении. В совокупности это определяет курс Армении на партнерство с Россией. В Ереване рассчитывают, что в случае осложнения отношений России с Азербайджаном, Москва вспомнит и про референдум 1991 года, проведенный в НКР. Однако это маловероятно, поскольку Россия заинтересована в сохранении статус-кво между Арменией и Азербайджаном, слом которого неизбежно приведет к самому крупному военному конфликту на российских границах, в который Москва будет вынуждена вовлечься.  

Политическая пауза, который взял официальный Ереван в связи с украинским кризисом, была нарушена концертом в столице НКР Степанакерте в честь самоопределения Крыма. За ним последовало заявление главы МИД Армении Эдварда Налбандяна о том, что страна выступает за урегулирование украинского кризиса путем мирных переговоров. Кульминацией стал телефонный разговор между Сержем Саргсяном и Владимиром Путиным, во время которого лидеры согласились, что референдум в Крыму является примером реализации права народов на самоопределение путем свободного волеизъявления.

В результате переговоров стороны опубликовали официальные сообщения, которые существенно отличались друг от друга. В российском сообщении не уточнялась позиция Армении, и говорилось только про обмен мнениями в связи с воссоединением Крыма и России. В сообщении армянской стороны обозначалась четкая поддержка политики России в крымском вопросе. Хотя Москва нуждалась в союзниках в связи с конфронтацией с Западом, Кремль не уточнил позицию Армении, давая шанс Еревану сохранить нейтралитет в сложной ситуации. Ереван, однако, предпочел публично поддержать Москву. 

Новые власти Украины выразили недовольство позицией Армении и отозвали своего посла для консультаций. С критикой оценки крымского референдума Ереваном выступили послы США и Великобритании в Армении. Отношение армянских оппозиционеров к позиции правительства, напротив, положительное.  Многие непримиримые противники президента и правящей партии поддержали эту позицию. 

Вряд ли лица принимающие решения, не смогли правильно сориентироваться в этой ситуации и не воспользоваться шансом, предоставленным Москвой. Исключен также вариант ситуационного реагирования на происходящее событие. 

Ереван отказался от сохранения нейтралитета и поддержал Москву в крымском вопросе. При этом Армения настроила против себя Украину и вызвала недоумение на Западе. Это станет для Еревана проблемой в случае, если его ставка на союз с Россией и курс на экономическую интеграцию с Таможенным союзом не даст скорого результата, который может быть зафиксирован в виде интенсивного роста экономики Армении или международного признания НКР. В Ереване опасаются, что западные страны будут оказывать на него давление и перейдут к поддержке Азербайджана. Оценив все риски, руководители Армении сделали выбор, который подтвердил курс на союз с Россией в критическое для нее время. В Ереване не без основания рассчитывают, что и Москва не забудет о своем союзнике во время, которое станет критическим для него. 

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Реалистический подход»

16 февраля 2016 | 16:36

Азербайджан между "стратегическим партнером" Россией и "стратегическим союзником" Турцией

До сегодняшнего дня руководство Азербайджана было привержено прагматике. И февральский диалог Эрдогана и Алиева покажет, насколько оно готово сохранить этот курс. Пример Белоруссии с ее харизматическим лидером показывает, что неуступчивость Западу и России, умелое лавирование между разными центрами силы может иметь стратегическую выгоду. Даже если приходится выбирать между стратегическим союзником и стратегическим партнером.

10 октября 2014 | 11:38

Новый статус-кво в украинском кризисе не отвечает интересам России

Приходится констатировать, что при сохранении текущих тенденций модель двойной конфронтации может приобрести признаки структурной основы панъевропейского пространства как минимум в краткосрочной перспективе.

9 января 2016 | 17:00

Маркедонов: Нормализации отношений ЕС с Россией в 2016 году не будет

Минувший год запомнился продолжением и расширением кризиса в международных отношениях и новыми вызовами для безопасности в Европе. К уже существующим очагам напряжённости в Сирии и на Украине добавилась проблема беженцев в Европе, резкое усиление террористической угрозы и российско-турецкий конфликт. О вызовах международной безопасности на Украине, Южном Кавказе и Ближнем Востоке и возможностях их преодоления в 2016 году рассказал Сергей Маркедонов.

18 мая 2016 | 23:00

Встреча Алиева и Саргсяна в Вене продемонстрировала готовность к продолжению диалога

И у Еревана, и у Баку не было возможностей полностью отринуть дипломатический формат и пойти по пути полной «разморозки» конфликта и слома статус-кво. У каждой из сторон имелись собственные ограничители для продолжения конфронтации. Но нежелание наращивать спираль насилия, не в последнюю очередь, произошло из-за того, что сопредседатели Минской группы, несмотря на имеющиеся противоречия между собой, смогли добиться высокого уровня кооперации и солидарной оценки ситуации.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
18 апреля 2015 | 04:00
11 августа 2015 | 13:04
18 апреля 2015 | 04:00
20 февраля 2015 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
16 марта 2014 | 22:32
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова