16 сентября в Бишкеке состоялся юбилейный саммит Содружества Независимых Государств. В его работе приняли участие президенты Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, России и Таджикистана. Молдавия была представлена на уровне премьер-министра, Туркмения — вице-премьера, Узбекистан представляет глава МИДа, а Украину — посол в Киргизии. На повестке дня стояло 15 вопросов по развитию сотрудничеств стран-участниц в экономике, социальной сфере, безопасности и культуры.
Одним из центральных вопросов саммита стал сам факт существования СНГ. За прошедшие 25 лет с момента учреждения организации для многих экспертов она представляется нежизнеспособным образованием. С момента распада СССР интересы и геополитические пути бывших союзных республик сильно разошлись. Такие страны, как Грузия или Украина, не выражают желания участвовать в совместных интеграционных проектах с Россией, в то время как сама Москва давно оставила попытки стянуть вокруг себя постсоветское пространство в формате СНГ и сосредоточилась на проекте Евразийского союза. Ряд экспертов уже успели сравнить СНГ с зомби – мертвым организмом, изредка проявляющим невразумительную активность.
Однако, рассуждая о текущей политической роли Содружества Независимых Государств, стоит помнить, что основной целью его создания были, в первую очередь, нормализация дезинтеграции Советского союза и создание площадки для разрешения возможных противоречий при разделе единого экономического и геополитического пространства. После того как эта задачи были в целом решены, стало очевидно, что использовать СНГ для обратного процесса – создания новой интеграционной модели – оказалось малоэффективно.
Означает ли это, что СНГ выполнило свою историческую роль, и организацию следует растить за ненадобностью?
По мнению ряда экспертов, Содружество Независимых Государств может продолжить эффективно работать в качестве дискуссионной площадки, которая объединит столь различные между собой бывшие советские республики. По словам аналитика агентства «Внешняя политика» Геворга Мирзаяна:
«…для этого нужно лишь сделать так, чтобы ни у кого не было от Содружества завышенных ожиданий. То есть формально превратить его в толерантную дискуссионную площадку, где будут участвовать разные, независимые, но при этом связанные общей исторической судьбой страны. В таком СНГ будет место и пытающейся обрести свою идентичность Молдове, и прозападной Грузии, и даже Украине — если, конечно, Киев откажется от провокации соседей по постсоветскому пространству и вернется к проведению многовекторной политики».
Принятые на последнем саммите документы указывают на желание стран-участниц сохранить коммуникационные потенциал СНГ. Так, было принято решение о сокращении численности бюрократического аппарата СНГ (на 11% сократится Межгосударственный статистический комитет), подписаны программы сотрудничества между государствами-участниками в различных сферах до 2020 г. В качестве своеобразной пробы Содружества как дискуссионной площадки стало инициирование переговоров между Россией и Молдовой по вопросу введения пошлин на молдавские товары после подписания Кишинёвом соглашения об ассоциации с ЕС.
СНГ, безусловно, не может оставаться эффективной организацией, действуя исходя из реалий 1990-х годов. Однако у Содружества есть потенциал для реформ и трансформации с учетом вызовов времени. И здесь усиливающиеся различия между его участниками могут пойти на пользу. СНГ может стать уникальной переговорной и культурной площадкой, аккумулирующей в себе всё динамичное многообразие постсоветского пространства.
С точки зрения интересов США прекращение транзита российского газа через Украину необходимо, чтобы сподвигнуть Европейский Союз на поиск альтернативных поставщиков энергоресурсов. В текущих условиях перебои с российскими поставками в свете недостаточного заполнения украинских газовых хранилищ уже неизбежны.
Главными темами внешнеполитических дебатов в США на прошедшей неделе стали Куба, Украина и Китай. В то время, как в сенате обсуждается замедлить потепление в американо-кубинских отношениях, госдепартамент рассуждает о судьбе Минских соглашений и условиях взаимодействия с Россией, а Пентагон сменил тон в отношении действий Пекина в Южно-Китайском море на резко критический.
Все стороны, связанные с украинским конфликтом, признавать крах Минского процесса не торопятся. Внимание европейских правительств сейчас отвлечено от Украины острой проблемой беженцев. Американцы заинтересованы в сохранении нынешнего шаткого, вялотекущего конфликта, хотя уже понимают, что поддерживать его в таком состоянии становится крайне непросто. В этих условиях Москва запустила процесс плавной экономической интеграции Донбасса в Россию.
Россия начала развивать идею равновесия сил как основы нового мирового порядка после того, как убедилась в неспособности народов мирным путём и по доброй воле достичь всемирного равновесия. Суть российского мировоззрения выражается словами популярной песни: «Атланты держат небо на каменных руках». Атланты – это великие державы, поддерживающие мировой порядок.