Сергей Маркедонов
Артем Соколов
25 лет назад прекратил свое существование СССР. На политической карте мира появилось 15 новых государств, которые начали выстраивать свой путь в национальном строительстве и международной легитимации. Этот процесс зачастую протекал неравномерно и сопровождался болезненными трансформациями.
ПРЕМИУМ
8 декабря 2016 | 22:00

Процесс распада СССР не завершен спустя четверть века после Беловежских соглашений

25 лет назад прекратил свое существование СССР. На политической карте мира появилось 15 новых государств, которые начали реализовывать свой путь в национальном строительстве и международной легитимации. Этот процесс зачастую протекал неравномерно и сопровождался болезненными трансформациями.

В общих чертах можно выделить несколько групп стран на территории постсоветского пространства, в зависимости от выбранных ими внешнеполитических приоритетов. Во-первых, это страны Прибалтики: Литва, Латвия и Эстония, которые стали частью западных интеграционных структур, таких как НАТО и ЕС. Другую группу, близкую к странам Балтии, образуют Грузия и Украина, которые также стремятся стать частью условного Запада, однако наталкиваются на этом пути на определенные сложности по экономическим и политическим причинам. Третья группа стран, объединенная вокруг России, пытается предложить интеграционный проект, способный стать альтернативой евроатлантизму. Кроме Российской Федерации в неё входят Армения, Белоруссия, Казахстан и Кыргызстан.

Наконец, на территории бывшего СССР существует группа стран, придерживающаяся принципа равноудаленности от существующих союзов, предпочитая выстраивание эффективных двусторонних отношений с партнерами. К ним можно отнести Туркменистан, Узбекистан, Азербайджан и Молдову. Более того, элементы политики «качелей» можно обнаружить и у других постсоветских стран. Показательным примером может служить позиция партии «Грузинская мечта», где прагматичный подход её лидеров отражается в желании следовать западным курсом при сохранении хороших рабочих отношений с Россией.

Важно понимать, что и сейчас, спустя четверть века после подписания соглашений в Беловежской пуще, весь конфликтный потенциал, накопившийся к 1991 г., еще не реализован до конца. По-прежнему напряженной остается ситуация в Нагорном Карабахе, Приднестровье и на Донбассе. В разных формах продолжают существовать сепаратистские проекты: от Абхазии и Южной Осетии, добившихся статуса частично признанных государств, до ДНР и ЛНР, продолжающих вооруженное противостояние с Киевом. Внутри многих бывших советских республик продолжаются дискуссии о внешнеполитических приоритетах, что оставляет массу вопросов вокруг их будущего. По мнению аналитика агентства «Внешняя политика» Сергея Маркедонова:

«Можно повторять как мантру слова о территориальной целостности Грузии, Украины и Молдовы, но куда как продуктивнее задуматься о том, что в случае согласия с фактом такого единства нам придется допустить, что никакого консенсуса относительно грузинского вступления в НАТО или прозападных перспектив Киева и Кишинева не существует. Зато реален раскол среди граждан новых независимых стран —  часть из них видит гарантом своей безопасности не Брюссель, а Москву. Именно в этом плане говорить о полном завершении процесса распада СССР не представляется возможным».

На текущем этапе важной задачей для всех государств постсоветского пространства представляется выстраивание новой прагматичной повестки дня, направленной на поддержку их национальных интересов без ущерба для безопасности региона. Как отмечает Сергей Маркедонов:

«И сегодня, через 25 лет после подписания Беловежских соглашений крайне актуальной задачей является формирование подлинно новой государственной повестки, не связанной исключительно с "расчетами" с СССР и спорами с соседями. Состоятельность и эффективность национального строительства, и прежде всего его адекватность до сих пор остается важнейшей предпосылкой того, что процесс распада и обретения нового качества государственности будет завершен».

Очевидно, что эти процессы будут продолжатся долгие годы и потребуют высокого качества элит, экспертных сообществ и гражданских активистов. В ином случае неизбежны негативные последствия "болезни роста" в процессе обретения государственной субъектности.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

16 сентября 2016 | 14:23

Дайджест внешней политики США (9 - 15 сентября)

Минувшая неделя отметилась долгожданным подписанием Россией и США нового соглашения по Сирии, которое выявило значительное расхождение во взглядах на сирийскую проблему между Госдепартаментом и Пентагоном. США и Израиль подписали меморандум о взаимопонимании, устанавливающий размер американской военной помощи до 2028 г. в размере 3,8 млрд. долларов в год. В американской предвыборной гонке на переднем плане оказалась тема состояния здоровья кандидатов.

25 апреля 2014 | 15:31

Приоритеты внешней политики Франции и украинский кризис

В результате муниципальных выборов во Франции правые получили рекордные 6,8% голосов и управление над 14 французскими городами. Усиление правых очевидно. Как это повлияет на внешнеполитический курс Франции?

25 октября 2016 | 20:09

Новая норма российско-американских отношений: интервью Андрея Сушенцова

24 октября руководитель аналитического агентства "Внешняя политика" Андрей Сушенцов дал интервью интернет-изданию ПОЛИТКОМ.RU. В ходе беседы были рассмотрены проблемы российско-американских противоречий, перспективы развития сирийского конфликта, а также различные вопросы современных международных отношений.

23 июня 2015 | 15:21

Презентация книги «Россия и мир в 2020 году. Контуры тревожного будущего» в МГИМО

22 июня 2015 года в МГИМО России состоялась презентация книги «Россия и мир в 2020 году. Контуры тревожного будущего» под редакцией  руководителя аналитического агентства «Внешняя политика» Андрея Сушенцова и доцента МГИМО Андрея Безрукова.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
18 апреля 2015 | 04:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова