14 февраля руководитель агентства «Внешняя политика», программный директор международного дискуссионного клуба «Валдай» Андрей Сушенцов прочел лекцию о российско-американских отношениях в посольстве Казахстана в России. Лекция прошла в рамках традиционных «Посольских вечеров», в ходе которых организуются выступления экспертов в области мировой политики, международных отношений, экономики, политических технологий и др.
В своем выступлении Андрей Сушенцов подробно остановился на проблеме сохранения санкционного режима между двумя странами. По его мнению, публикация последнего доклада о вмешательстве России в американские выборы носит рутинный характер и отражает желание администрации Трампа сделать минимально необходимые шаги для отчета перед Конгрессом. Россия остается конструктивной стороной по ряду международных проблем (например, северокорейский кризис и иранская ядерная программа), которые волнуют Вашингтон и вынуждают его оставлять каналы взаимодействия с Москвой.
В качестве одного из возможных условий по нормализации российско-американских отношений Андрей Сушенцов назвал формирование полноценного российского лобби в США. Сейчас большинство лоббистских практик рассматриваются Москвой как попытки вмешательства во внутренние дела других государств и не реализуются. Однако американский политический процесс отличается открытостью и соревновательностью. России необходимо фундаментальное легальное присутствие в политическом поле США. Добиться этого можно эффективной работой с консалтинговыми организациями, аналитическими центрами, дипломатами, представителями диаспор и т.п.
При этом ответственным официальным лицам в России необходимо понять особенности политического языка США, который наполнен метафорами, библейскими образами, отсылающими к фундаментальным сюжетам борьбы добра со злом. Необходимо представить собственный набор историй, который будет понятен и привлекателен американским элитам и обществу. Здесь показателен пример Грузии при Михаиле Саакашвили, который смог легко найти общий язык с американским президентом Джорджем Бушем-мл., в совершенстве овладев специфической политической риторикой США.
Подводя итог, Андрей Сушенцов признал, что в ближайшем будущем сложо ожидать улучшения российско-американских отношений. Однако у Москвы и Вашингтона остается ряд областей, где сотрудничество продолжается даже в условиях нарастания недоверия: освоение космоса, северокорейский и иранский вопрос и др. Ближайшей задачей российской дипломатии будет не допустить дальнейшего ухудшения текущего уровня сотрудничества.
В официальном Тбилиси понимают, что как раз мирное завершение конфликта вокруг Украины полностью соответствует грузинским интересам. Очевидно, что это мирное разрешение возможно лишь в случае определения Москвой и Брюсселем новых правил игры на постсоветском пространстве, и в лучшем случае речь пойдет о выходе на некую новую систему коллективной безопасности в Европе.
Промежуточные выборы 4 ноября, вполне ожидаемо принесли победу республиканцам, которые с января 2015 года будут иметь большинство в обеих палатах Конгресса. "Ястребы", активно критиковавшие президента за нерешительность во внешней политике с экранов телевизоров и на страницах газет, теперь получат в свое ведение сенатские комитеты, выполняющие контроль за действиями исполнительной власти.
Убедительная победа Консервативной партии и ее лидера Дэвида Кэмерона на парламентских выборах в Великобритании вновь заставила всех задуматься от европерспективах страны. Дэвид Кэмерон настаивает на проведении референдума о выходе страны из ЕС, хоть сам выход ему и не нужен.
Уже две недели споры по поводу договора по иранской ядерной программе не сходят с передовиц американских газет. На этой неделе интерес к вопросу подогрели выступления троицы - госсекретаря Джона Керри, министра финансов Джейкоба Лью и министра энергетики Эрнеста Моница – на трех заседаниях комитетов обеих палат Конгресса. Каждое из заседаний длилось по несколько часов, и если первые два проходили в комитетах по международным делам, где присутствие министров было обязательно, то на заседание Комитета по вооруженным силам 29 июля все три министра пришли без формального запроса со стороны главы комитета Джона Маккейна. Об этом Маккейн не преминул заявить в самом начале заседания и даже предложил начать заседание, не дожидаясь нежданных гостей.