Страны Таможенного союза испытывают замедление экономического роста, связанного с неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктурой и внутренними причинами. Перезапуск экономической системы дается Москве, Минску и Астане с трудом. Россия вынуждена опираться на внутренние источники роста для возвращения себе роли динамического ядра Евразии. Задача усугубляется выпавшей на долю России «геополитической премией», которая ограничивает экономические связи Москвы с ключевыми партнерами в зарубежной Европе. Негативный контекст антироссийских санкций косвенно сказывается на Беларуси и Казахстане. Памятуя о чувствительных ударах кризиса 1998 года, который привел к обвалу курса рубля, а за ним – тенге и зайчика – Минск и Астана прорабатывают пути страховки экономических рисков.
Первым программу борьбы с рецессией изложил Казахстан. 11 ноября президент Казахстана Нурсултан Назарбаев обратился к соотечественникам с программой ускоренного экономического развития страны «Светлая дорога – путь к будущему». Поводом к обращению послужили возможные трудности, которые будет испытывать экономика Казахстана в связи с неблагоприятным внешнеэкономической конъюнктурой – в первую очередь, падением цен на сырье и энергоресурсы. Перспектива возможного сокращения государственных доходов подталкивает казахстанские власти к пересмотру основ экономической политики, выделению главных и второстепенных приоритетов развития.
Одна из основных причин недовольства казахстанских граждан последних месяцев - снижение курса национальной валюты. Стремясь упредить негативные последствия для национальной экономики Центральный банк РК в феврале этого года провел девальвацию тенге на 19%. В Астане опасаются, что в дальнейшем негативная конъюнктура цен на энергоносители усугубит падение тенге. В этой связи Назарбаев поручил выделить на поддержку банковской системы дополнительно 1,39 млрд долл.
Одновременно, Астана выдвигает инициативную программу по борьбе с возможным кризисом путем инвестиций в транспортную и энергетическую инфраструктуру. Цель этих мер – превратить Казахстан в транспортный коридор между западом и востоком Евразии.
В качестве ключевых инфраструктурных объектов Назарбаев назвал аэропорт г. Астана, автомобильные дороги между областными центрами, две магистральные линии электропередач, железнодорожную дорогу Боржакты - Ерсай и портовую инфраструктуру республики на Каспии. По мнению казахстанского президента, эти проекты позволят дать импульс частной инициативе в сфере туризма и первичной обработки полезных ископаемых.
Последствия этих шагов скажутся и на России.
Укрепление транспортных коммуникаций между Казахстаном и Россией даст новый толчок двусторонней и транзитной торговле.
Поскольку таможенный контроль вынесен на внешнюю границу Таможенного союза, совершенствование транспорта и скорости доставки грузов становится общей целью Москвы и Астаны.
Казахстан, в отличие от своих партнеров по Таможенному Союзу, не включен в санкционные списки. Поэтому Астана надеется привлечь к масштабной национальной стройке инвестиции максимально возможного числа международных и региональных финансовых институтов общим объемом до 9 млрд долл. В Астане считают, что доверие международных институтов к РК станет важным сигналом для частных инвесторов. В совокупности, эти средства позволят создать новые рабочие места и поддержать спрос в экономике, несмотря на снижение доходов населения.
Новая экономическая политика Казахстана опирается на три приоритета - продолжение структурных реформ в экономике, инвестиции в основные фонды и исполнение социальных обязательств. Назарбаев отдельно отмечает важность межнационального мира в стране как обязательного условия поступательного развития.
Для реализации изложенной программы Казахстан планирует потратить свыше 5 млрд долл. из государственных резервов. Это составляет около 2,2% ВВП. Масштабные государственные инвестиции и информационная кампания, сопровождающая обнародование экономической программы, формируют важный политический посыл: в стране сохранится стабильная система органов власти. Поэтому в речи было уделено внимание как взаимодействию областного руководства и центрального правительства, так и сокращению штатов во властном механизме.
Россия также вырабатывает экономическую программу реагирования на случай усугубления кризиса. В конце этого года ожидается обращение президента России Владимира Путина в Федеральному собранию, в котором он огласит новую экономическую политику на ближайшие годы. Известно, что новая программа будет исходить из сохранения неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры на перспективу. По данным источников в правительстве России, целью программы будет создание благоприятных условий для среднего и малого бизнеса с конечной целью доведения их вклада в ВВП страны до 50% к 2025 году. В случае реализации негативного сценария в экономике правительство подготовило план сокращения расходов бюджета на 10% путем увеличения срока реализации ряда крупных проектов. Как и в случае Казахстана, Москва не планирует сокращать социальные расходы.
В условиях фактически уже начавшейся предвыборной кампании демократы попытаются привлечь на свою сторону кубинских мигрантов, которые нередко голосуют, в отличие от прочих испаноязычных граждан, за республиканцев. Это стало особенно актуальным в свете недавнего заявления Джеба Буша, бывшего губернатора Флориды, где проживает большая часть кубинских мигрантов, о готовности побороться за президентское кресло.
Россия имеет значительный потенциал развития возобновляемой энергетики, который ограничивается структурой производства и потребления энергии. Однако государственная политика по стимулированию развития возобновляемой энергетики открывает для бизнеса перспективы реализации крупных программ.
Судя по «домашним заготовкам» Порошенко и основной теме его выступлений на саммите, готовясь к встрече он был настроен на обсуждение конфликта в своей стране, отношений с Россией и на продолжение давления на Москву со стороны Европы. Как раз к этой встрече был заготовлен «сюрприз» для Кремля в виде задержания российских военнослужащих в приграничной зоне.
Оборонный бюджет США на 2015 фискальный год отвечает новой военной стратегии США, обозначенной в четырехлетнем Обзоре оборонной политики 2014 года. Перемены значительны по масштабу и позволяют говорить о начале нового пост-афганского периода во внешней политике США.