Страны Таможенного союза испытывают замедление экономического роста, связанного с неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктурой и внутренними причинами. Перезапуск экономической системы дается Москве, Минску и Астане с трудом. Россия вынуждена опираться на внутренние источники роста для возвращения себе роли динамического ядра Евразии. Задача усугубляется выпавшей на долю России «геополитической премией», которая ограничивает экономические связи Москвы с ключевыми партнерами в зарубежной Европе. Негативный контекст антироссийских санкций косвенно сказывается на Беларуси и Казахстане. Памятуя о чувствительных ударах кризиса 1998 года, который привел к обвалу курса рубля, а за ним – тенге и зайчика – Минск и Астана прорабатывают пути страховки экономических рисков.
Первым программу борьбы с рецессией изложил Казахстан. 11 ноября президент Казахстана Нурсултан Назарбаев обратился к соотечественникам с программой ускоренного экономического развития страны «Светлая дорога – путь к будущему». Поводом к обращению послужили возможные трудности, которые будет испытывать экономика Казахстана в связи с неблагоприятным внешнеэкономической конъюнктурой – в первую очередь, падением цен на сырье и энергоресурсы. Перспектива возможного сокращения государственных доходов подталкивает казахстанские власти к пересмотру основ экономической политики, выделению главных и второстепенных приоритетов развития.
Одна из основных причин недовольства казахстанских граждан последних месяцев - снижение курса национальной валюты. Стремясь упредить негативные последствия для национальной экономики Центральный банк РК в феврале этого года провел девальвацию тенге на 19%. В Астане опасаются, что в дальнейшем негативная конъюнктура цен на энергоносители усугубит падение тенге. В этой связи Назарбаев поручил выделить на поддержку банковской системы дополнительно 1,39 млрд долл.
Одновременно, Астана выдвигает инициативную программу по борьбе с возможным кризисом путем инвестиций в транспортную и энергетическую инфраструктуру. Цель этих мер – превратить Казахстан в транспортный коридор между западом и востоком Евразии.
В качестве ключевых инфраструктурных объектов Назарбаев назвал аэропорт г. Астана, автомобильные дороги между областными центрами, две магистральные линии электропередач, железнодорожную дорогу Боржакты - Ерсай и портовую инфраструктуру республики на Каспии. По мнению казахстанского президента, эти проекты позволят дать импульс частной инициативе в сфере туризма и первичной обработки полезных ископаемых.
Последствия этих шагов скажутся и на России.
Укрепление транспортных коммуникаций между Казахстаном и Россией даст новый толчок двусторонней и транзитной торговле.
Поскольку таможенный контроль вынесен на внешнюю границу Таможенного союза, совершенствование транспорта и скорости доставки грузов становится общей целью Москвы и Астаны.
Казахстан, в отличие от своих партнеров по Таможенному Союзу, не включен в санкционные списки. Поэтому Астана надеется привлечь к масштабной национальной стройке инвестиции максимально возможного числа международных и региональных финансовых институтов общим объемом до 9 млрд долл. В Астане считают, что доверие международных институтов к РК станет важным сигналом для частных инвесторов. В совокупности, эти средства позволят создать новые рабочие места и поддержать спрос в экономике, несмотря на снижение доходов населения.
Новая экономическая политика Казахстана опирается на три приоритета - продолжение структурных реформ в экономике, инвестиции в основные фонды и исполнение социальных обязательств. Назарбаев отдельно отмечает важность межнационального мира в стране как обязательного условия поступательного развития.
Для реализации изложенной программы Казахстан планирует потратить свыше 5 млрд долл. из государственных резервов. Это составляет около 2,2% ВВП. Масштабные государственные инвестиции и информационная кампания, сопровождающая обнародование экономической программы, формируют важный политический посыл: в стране сохранится стабильная система органов власти. Поэтому в речи было уделено внимание как взаимодействию областного руководства и центрального правительства, так и сокращению штатов во властном механизме.
Россия также вырабатывает экономическую программу реагирования на случай усугубления кризиса. В конце этого года ожидается обращение президента России Владимира Путина в Федеральному собранию, в котором он огласит новую экономическую политику на ближайшие годы. Известно, что новая программа будет исходить из сохранения неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры на перспективу. По данным источников в правительстве России, целью программы будет создание благоприятных условий для среднего и малого бизнеса с конечной целью доведения их вклада в ВВП страны до 50% к 2025 году. В случае реализации негативного сценария в экономике правительство подготовило план сокращения расходов бюджета на 10% путем увеличения срока реализации ряда крупных проектов. Как и в случае Казахстана, Москва не планирует сокращать социальные расходы.
В регионе сформировались две позиции в отношении России - весьма жесткая польская, разделяемая прибалтийскими государствами и компромиссная венгерская, чешская и словацкая. Эти страны не используют в политической риторике тему потенциальной российской агрессии не потому, что находятся в иных условиях. Различие состоит в том, что они опасаются, что могут стать конфликтным лимитрофом, а Польша, наоборот, к этому стремится.
БРИКС пытаются позиционировать чуть ли не как новый орган мирового управления, который заменит «Большую Семерку». Апологеты этой теории оперируют с цифрами, указывая, что страны-члены БРИКС все вместе занимают значительную часть территории Земного шара, и их населяет чуть ли не половина человечества. БРИКС как и G7 является глобальным форумом, однако он не замещает «семерку», а всего лишь представляет из себя ее альтернативу, столь назревшую на сегодняшний день.
Еще недавно Мьянма, управляемая военной хунтой, считалась на Западе страной-изгоем. Однако после того, как там провели ряд демократических преобразований, прошли первые за 20 лет выборы и были освобождены политзаключенные, это государство оказалось в центре внимания крупных мировых игроков. Если в прошлом едва ли не единственным партнером Нейпьидо был Пекин, то сейчас, после снятия санкций, в борьбу за богатства Мьянмы вступили компании из США и ЕС.
При вступлении Греции в еврозону в 2001 году греки испытывали необыкновенный евроромантизм. Главным лозунгом было «нам нечего делить». Его подкрепляла иллюзия, что «невидимая рука Европы» одинаково одарит всех своих детей. Но довольно скоро выяснилось, что, несмотря на общую валюту, у экономик стран ЕС разная конкурентоспособность, а блага общего рынка и валютного союза распределяются неравномерно