В четверг Джорджио Наполитано, самый возрастной глава государства в Европе (89 лет), объявил о своем намерении досрочно покинуть должность президента Италии, которую он занимает уже второй срок (впервые в истории страны) подряд.
Назвать данное решение сенсационным можно с трудом, так как Наполитано не горел желанием идти на второй срок. Решение о его выдвижении в 2013 году было принято в условиях намечающегося политического кризиса, так как 5 туров подряд Парламент и представители регионов не могли сойтись во мнении о новом главе государства, что, в свою очередь, не давало возможности сформировать правительство.
Наполитано, на фоне общего кризиса доверия населения к государственным органам, обладал невиданным рейтингом, доходившим до 80%. Наполитано – обладатель практически безупречной репутации, участник движения сопротивления фашистам, человек, как нельзя лучше подходящий для формально символичной, а в действительности самой весомой должности Президента парламентской республики в Европе.
Репутация Наполитано могла оказаться под ударом в ходе расследования последнего криминального скандала о связях муниципалитета Рима с организованной преступностью. Несмотря на то, что он фигурирует в деле в качестве свидетеля, сам факт допроса главы государства по обстоятельствам коррупции, отмывания денег, а также убийства в 1990-х гг. судей Джованни Фальконе и Паоло Борселлино могли бы демонтировать фундамент поддержки последнего государственного института, пользующегося всеобъемлющей поддержкой итальянцев.
Однако вряд ли Наполитано подает в отставку из-за мафиозного скандала. Во-первых, как уже было сказано, он фигурирует в деле в качестве свидетеля, сам Наполитано неоднократно заявлял о своей неосведомленности об имевших место фактах, и можно с уверенностью предположить, что Наполитано не является мишенью данного процесса.
Во-вторых, данным вопросом практически не спекулировали политические силы, которые изначально были относительно едины в вопросе приемлемости фигуры Наполитано в качестве главы государства.
Скорее, речь идет о простой усталости и нежелании 89-летнего президента вплоть до 2020 г. выступать медиатором в бурной политической жизни Италии. А именно подобную роль выполнял Наполитано последние 8 лет, пытаясь свести к консенсусу Берлускони и левых.
Наполитано обещал остаться у руля до окончания срока председательства Италии в ЕС, которое завершается 13 января 2015 года. Скорее всего, заявление об отставке прозвучит уже 14-15 января.
Если, согласно Конституции страны, кандидатуру премьер-министра вносит в Парламент Президент, то сейчас из-за сложившейся политической ситуации скорее, наоборот, премьер Маттео Ренци будет выбирать кандидатуру Президента.
Лидерство Ренци в собственной партии не оспаривается, и на данный момент из всех лидеров политических объединений он обладает наибольшей поддержкой итальянцев в качестве премьера. Таким образом, вопрос о возможной смене правительства в результате прихода к власти нового президента не стоит.
После объявления об отставке президента итальянские парламентарии, а также представители регионов страны должны будут на совместном заседании избрать нового претендента. Вплоть до четвертого тура для избрания президента требуется 2/3 голосов, которыми не обладает правящая Демократическая партия.
Можно предположить, что премьер Ренци не захочет устраивать затяжного кризиса, в результате которого дело дойдет до 4 тура, когда будет достаточно простого большинства.
Обычно, оппозиционные партии используют данный отрезок для острой критики правительства и повышения собственной популярности в глазах населения, что им достаточно успешно удается.
Поэтому, Ренци, скорее всего, постарается договориться о компромиссной фигуре с Сильвио Берлускони, лидером «Вперед, Италия», чего будет вполне достаточно для избрания президента уже в первом туре.
Именно по данной причине циркулирующая в прессе версия о возможном избрании на данную должность Романо Проди представляется маловероятной. Проди всегда входит в пул возможных кандидатов на должность главы государства и всегда категорически отвергается со стороны партии Берлускони.
В прессе также обсуждается возможность прихода в Квиринальский дворец председателя Европейского центрального банка, Марио Драги, кандидатуру которого Берлускони был готов поддержать в 2013 году. Однако тут вопрос скорее состоит в том, захочет ли сам Драги возглавить Италию в период достаточной сложной политической и экономической ситуации?
Роль Президента в Италии неоднократно оказывалась ключевой, особенно в условиях, когда ни у одной партии не было стойкого большинства в парламенте, и Президент выступал в качестве третейского судьи, зачастую единолично определяясь с кандидатурой технократического премьера.
Сегодня ситуация несколько иная. Да, у демократов нет абсолютного большинства в Парламенте, но лично у Ренци – оно есть. С какой бы критикой не выступали сторонники Берлускони в адрес молодого премьера, в действительности экс-премьер имеет достаточно большое влияние на Ренци и заинтересован в его дальнейшем нахождении в премьерском кресле, по крайней мере, до следующих парламентских выборов.
Ждать от грядущих президентских выборов сенсаций вряд ли стоит. Скорее это будет некоей лакмусовой бумажкой для определения способности Ренци и Берлускони договариваться на ранних стадиях, не доводя дело до политического кризиса. Сделать это, видимо, будет не сложно, так как Берлускони, обычно заранее заявлявший о недопустимости избрания «левого» президента, на этот раз сказал о готовности голосовать за любого кандидата, «приемлемого для всех».
США входят в новый период своего развития. Оставаясь лидирующей мировой державой, они оказались не застрахованы от нестабильности и перемен, которые застали американскую элиту врасплох. Кандидаты в президенты от ведущих партий – Хиллари Клинтон и Дональд Трамп – не предлагают программы решения структурных проблем своей страны. Они сами являются симптомами этих проблем.
Основными событиями прошедшей недели, имеющими принципиальное значение для внешней политики США, стали конференция по задачам американской политики в регионе Центральной Азии в Брукингском институте, подписание президентом нового указа в сфере борьбы с киберпреступностью, а также достижение базовых договоренностей и подписание предварительного соглашения по иранской ядерной программе.
Наблюдая падение режимов в странах «арабской весны», турецкая правящая элита пришла к выводу о предрешенности судьбы режима Б. Асада в Сирии. Поэтому Анкара приняла решение пожертвовать сложившимися с Дамаском связями и сделать ставку на оппозиционные силы.
Революция и гражданская война ввергли Украину в глубочайший системный кризис за все время ее существования. Выходом из него стали бы мирные переговоры с ополчением Донбасса, федерализация страны и стабилизация отношений с Россией через нейтральный статус во внешней политике. Однако пока ни активная часть украинского общества, ни украинские политики не готовы к такому исходу.