Прошедший в июле 2016 года саммит НАТО в Варшаве обозначил заметный рост интереса США и их союзников к восточноевропейскому региону. Американский курс на «сдерживание» России подразумевает помощь странам, находящимся в непосредственной близости от западных границ РФ. Так, четыре новых батальона НАТО будут усиливать оборону альянса в Прибалтике и Польше.
Вместе с тем, наряду с традиционной союзнической риторикой в адрес Польши зазвучали высказывания критического характера. 8 июля 2016 г. президент США Барак Обама заявил:
«О том, что мы являемся демократиями, свидетельствуют не только слова, записанные в конституциях, но также институты и стандарты – верховенство права, независимость судебной системы и свобода средств массовой информации. Это те ценности, на которых мы построили наш союз».
Слова американского президента предназначались польскому коллеге Анджею Дуде, которого все чаще критикуют в сползании к авторитаризму. В Польше высказывание Обамы получило широкий резонанс.
В самом деле, полякам есть на что обижаться. С момента выхода Польши из всех структур ОВД и СЭВ в её внешнеполитическом курсе однозначно доминировал проамериканский вектор. В своей поддержке США Варшава не боялась идти против мнения соседей по европейскому региону, в первую очередь, Германии и Франции. С одинаковым рвением Польша поддержала наперекор Берлину и Парижу вторжение в Ирак в 2003 году и двигалась в русле политики «перезагрузки» с Россией в 2012 году, легко соглашаясь на нормализацию отношений с Москвой.
Вполне предсказуемо, что за свою любезность Польша ожидала от США гораздо большей поддержки, чем одного батальона натовских солдат. Среди запросов польских дипломатов были и новые инвестиции в экономику (особенно активно обсуждались проекты добычи сланцевого газа), и безвизовый режим для посещения США польскими гражданами. Однако никаких существенных подвижек достигнуть не удалось.
Бывший министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский в беседе с экономистом и бывшим министром финансов Яцеком Ростовским раздраженно заявил, что польские политики «даром ублажают американцев» (были использованы более крепкие выражения). По его мнению, союз с США создает у Польши ложное ощущение безопасности и толкает к ссоре с Германией и Россией, не давая ничего взамен.
Сикорский считал ошибочной политику премьер-министра Дональда Туска и министра обороны Томаша Семоняка, а причину видел в очень низкой самооценке поляков как нации.
Безусловно, Польша была и остается важной страной для американских дипломатов. Однако они не рассматривают расширение сотрудничества с восточноевропейской страной в качестве приоритетного направления своей деятельности. Аналитик агентства «Внешняя политика» Дмитрий Офицеров-Бельский отмечает:
«Поскольку геополитические интересы Польши ограничиваются Европой и частью постсоветского пространства, а партнерство с США ограничено преимущественно вопросами безопасности, её роль в американском внешнеполитическом планировании оказывается узкой как в функциональном, так и в географическом смысле».
Иными словами, Варшава интересна Вашингтону исключительно как территория вблизи российских границ, на которой можно разместить элементы ПРО или объекты военной инфраструктуры НАТО. По словам Офицерова-Бельского:
«Отношения двух стран вращаются почти исключительно вокруг проблем безопасности, несмотря на очевидное стремление Польши расширить круг вопросов сотрудничества. Более того, выход на многие вопросы происходит через их интерпретацию в терминах безопасности. В качестве примера можно вспомнить широко обсуждавшийся в конце прошлого десятилетия вопрос добычи сланцевого газа, подававшийся в контексте проблемы энергетической безопасности».
Очевидно, что Варшава и дальше будет настаивать на особых преференциях в свой адрес со стороны Вашингтона. Представитель канцелярии президента Польши по внешним контактам Кшиштоф Щерский заявил перед июльским саммитом НАТО, что его страна готова сотрудничать с любой администрацией США, указав тем самым на полную открытость своей страны всем американским политическим силам.
Многим в Афганистане вероятность победы Абдуллы будет казаться угрозой децентрализации страны. Это может быть использовано его противниками во втором туре. Однако любой президент Афганистана будет заинтересован в укреплении центральной власти, которая гарантирует его полномочия.
В очередном обострении между Саудовской Аравией и Ираном США предпочли занять нейтралитет, однако в экспертных кругах звучит все больше призывов отдаляться от Королевства. Ядерные испытания КНДР стимулировали критику в адрес политики "стратегического терпения" Обамы в отношении Пхеньяна. На внутриполитической арене новым поводом для критики президента стало его намерение - в противовес несогласию Конгресса - бороться с распространением огнестрельного оружия в стране.
Новое обострение между Суданом и его южным соседом произошло в 2012 году, после того как Южный Судан оккупировал несколько ключевых нефтеносных районов Судана, повстанческие группировки организовывали нападения на правительственные силы, — перспектива новой полномасштабной войны в регионе была реальной. В связи с этим запрос на российское дипломатическое участие, политическую поддержку и экономическое сотрудничество со стороны суданского руководства возрастал.
Исторически выбор напарника кандидатом в президенты США обуславливался исключительно электоральными бонусами, которые можно было за счет него получить. Задача вице-президента — втащить шефа в Овальный кабинет, а затем сидеть в Западном крыле или же ходить на мероприятия. В последнее время ситуация постепенно меняется — вице-президенты не только помогают войти в Белый дом, но и управлять оттуда.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.