Андрей Сушенцов
Энергетический альянс с Анкарой имеет долгосрочные последствия, свидетельствующие о важных переменах в европейской стратегии России. Москва больше не считает ЕС надежным партнером. Насколько возможно, Россия старается снизить риски и обезопасить свои интересы от влияния Брюсселя. Стимулом к этому послужило не только противодействие Еврокомиссии реализации «Южного потока», но и антироссийские санкции ЕС.
ПРЕМИУМ
5 декабря 2014 | 17:00

Еще более Южный поток

Россия отныне не считает ЕС надежным партнером

Текст подготовлен в сотрудничестве с Lenta.ru

Главное внешнеполитическое событие последней недели произошло неожиданно для всех. В Анкаре, на заседании российско-турецкого Совета сотрудничества на высшем уровне Владимир Путин заявил, что Россия прекращает работы по проекту «Южный поток» из-за препятствий, чинимых Еврокомиссией.

Президент обещал перенацелить потоки российских энергоресурсов в те регионы мира, «где не смешивают политику и экономику».

Речь шла в первую очередь о хозяйке саммита Турции, которая испытывает растущую потребность в энергоресурсах. Несмотря на глубокие разногласия с Россией по сирийскому вопросу, Анкара углубляет сотрудничество с Москвой в сфере энергетики, где отношения стали подлинно стратегическими, — Россия является ведущим поставщиком газа, нефти и угля в Турцию, а также создает в стране первую АЭС.

О разногласиях между Москвой и Брюсселем было известно давно. Еврокомиссия настаивала на применении к «Южному потоку» норм антимонопольного Третьего энергетического пакета ЕС. Согласно этому документу, продавцы энергоресурсов не могут владеть инфраструктурой их доставки. Этот закон действует по принципу — все, что происходит на территории членов ЕС, должно регулироваться нормами ЕС. Россия как главный поставщик трубопроводного газа в Европу настаивала на заключении соглашения, которое вывело бы «Южный поток» из-под действия третьего пакета. Подобная схема применяется в российско-немецком консорциуме в связи с «Северным потоком», и Москва рассчитывала на повторение этого успешного опыта.

Не отказываясь от проекта в принципе, балканские страны — в первую очередь, Болгария и Сербия — заняли выжидательную позицию, намереваясь выторговать у Москвы и Брюсселя преференции. Наиболее возмутительно действовало правительство в Софии, которое после символического открытия газопровода дважды в 2014 году приостанавливало работы под предлогом консультаций с Еврокомиссией, но так и не дало разрешения на продолжение реализации проекта. Сербия также прислушивалась к Брюсселю, хотя и не является членом ЕС. В связи с создавшейся ситуацией Москва констатировала, что Болгария «лишена возможности вести себя как суверенное государство» и заявила о прекращении работ.

Это известие застало врасплох не только журналистов и аналитиков, но и партнеров России по проекту «Южный поток» в Европе. Трубопровод должен был пройти по территории Болгарии, Сербии, Хорватии, Словении, Венгрии и Австрии. Балканские страны рассчитывали на неплохой доход от транзита российского газа (несколько сотен миллионов долларов в год), а конечные потребители в Австрии, Венгрии и Италии надеялись ослабить зависимость от поставок через Украину и снизить стоимость энергоресурсов. В Европе начались энергичные консультации. Премьер Болгарии Бойко Борисов обратился к болгарским парламентариям с просьбой дать ему поручение разобраться в ситуации. Сербский президент Томислав Николич пожаловался, что его страна стала жертвой геополитического противостояния России и Запада. Главу МИД РФ Сергея Лаврова на полях совета министров ОБСЕ в Базеле по очереди донимали коллеги из Австрии, Италии и Сербии — всех интересовало, как будет развиваться ситуация дальше.

На 9 декабря назначена встреча министров энергетики стран-участниц закрытого проекта. Чтобы не давать им напрасных надежд, глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что условия для реализации проекта «Южный поток» давно известны и всего-то надо согласиться с нормами Третьего энергопакета. Он также потребовал от России прекратить шантажировать ЕС. Брюссель, которому от нового газопровода в прямом смысле ни жарко, ни холодно, верен себе и отказался даже обсуждать возможность уступок на переговорах с Москвой.

В спорах по поводу «Южного потока» заинтересованные в его реализации потребители российского газа не проявили должной настойчивости в отстаивании своих национальных интересов.

Для сравнения, Германия в свое время не только выбила из Еврокомиссии согласие на изъятие «Северного потока» из-под действия Третьего энергопакета (благо он был принят только в 2009 году), но и отказалась разукрупнять своих энергетических монополистов. Политического веса Берлина в ЕС оказалось достаточно, чтобы Еврокомиссия переключила внимание на другие вопросы. Памятуя о немецком упрямстве, в этот раз Брюссель подготовился лучше. Да и разговаривать предстояло не с Германией, а с разрозненной группой балканских и центральноевропейских стран, не претендующих на роль локомотивов экономического роста.

Хотя заявление Путина о сворачивании проекта выглядело едва ли не экспромтом, это была «хорошо подготовленная импровизация». Россия будет поставлять газ в Европу по дну Черного моря, но через территорию Турции, которая устойчива к давлению Брюсселя. На турецко-греческой границе создадут газовый хаб, где желающие страны ЕС смогут покупать российское голубое топливо.

Энергетический альянс с Анкарой имеет долгосрочные последствия, свидетельствующие о важных переменах в европейской стратегии России. Москва больше не считает ЕС надежным партнером. Насколько возможно, Россия старается снизить риски и обезопасить свои интересы от влияния Брюсселя. Стимулом к этому послужило не только противодействие Еврокомиссии реализации «Южного потока», но и антироссийские санкции ЕС. А также меры урегулирования финансового кризиса на Кипре в 2013 году, в результате которого, по словам Путина, российский бизнес «ободрали как липку». Новая модель организации взаимодействия с Евросоюзом говорит о готовности России к продолжительному периоду разногласий с Брюсселем.

Российско-турецкая сделка свидетельствует еще и об изменении географии интересов Москвы в Европе. При разработке «Южного потока» Россия исходила из того, что проект укрепит связи с балканскими странами, а те, в свою очередь, выступят ее союзниками на переговорах с Брюсселем. Однако такой подход себя не оправдал. Правительства Болгарии и Сербии не подтвердили приверженность конструктивному партнерству. Для Белграда и Софии это означает, что они не смогут снимать «дружескую ренту» с российского газового транзита.

От «логики дружбы» Россия возвращается к политике национальных интересов. В этом свете Анкара выглядит наиболее подходящим партнером.

Хотя в прошлом Россия и Турция неоднократно воевали друг с другом, а их взгляды на урегулирование сирийского кризиса сильно разнятся, Москва и Анкара сознательно углубляют взаимозависимость во имя экономического роста. Отношения двух стран вышли на уровень, позволяющий делать необязательные шаги навстречу друг другу.

Так, Турция первой согласовала прокладку «Южного потока» в своей исключительной экономической зоне, хотя и не была прямым бенефициаром проекта. Со своей стороны, Россия оставалась открытой для переговоров по снижению цены на газ, которое обусловливалось вхождением «Газпрома» в турецкие распределительные сети. Параллельно увеличивались объемы закупаемого Турцией у России голубого топлива, что требовало расширения инфраструктуры. Развитие этой тенденции в перспективе сделает любой энерготранспортный проект Турции — включая амбициозный Трансанатолийский газопровод — частью российских интересов.

Такая перспектива еще менее удобна для Еврокомиссии, чем реализация «Южного потока». Если на малые страны южной и центральной Европы Брюссель повлиять может, то на российско-турецкий энергетический тандем — нет. Поэтому не исключено, что в ближайшие месяцы ЕС будет искать способы возобновить российский интерес к «Южному потоку». Особенно энергичными поиски станут, если этой зимой все же начнутся перебои с транзитом российского газа по территории Украины.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Энергетика»

19 ноября 2014 | 14:00

Документ дня: Соглашение о деволюции Британии и Уэльса

Суть деволюции состоит в том, что парламент Великобритании делегирует некоторые полномочия Законодательным собраниям Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии и Лондона. Но формально британские депутаты вправе отменить или внести изменения в любой акт, принятый деволюционными органами управления.

16 июня 2017 | 09:27

Дайджест внешней политики США (9-15 июня)

Сенат США подготовил единый законопроект, призванный усложнить отмену уже существующих санкций против России. Слушания в Конгрессе с участием Рекса Тиллерсона по предлагаемому президентом сокращению бюджета Госдепартамента переросли в обсуждение внешней политики новой администрации, у которой нашлись как сторонники, так и критики. Новый поход к выстраиванию отношений с Кубой призван повернуть вспять действия предыдущей администрации. 

16 декабря 2016 | 20:43

Соглашение об ассоциации затрудняет вступление Украины в ЕС

16 декабря правительство Нидерландов одобрило законопроект об ассоциации ЕС и Украины. Днем ранее состоялось заседание лидеров стран-членов ЕС, где было принято решение, в соответствии с которым соглашение об ассоциации не гарантирует Украине вступления в ЕС в обозримом будущем. Зафиксированные условия обесценивают усилия Киева по форсированной евроинтеграции.

20 марта 2014 | 17:20

Консервативный поворот в России и его причины

Ключевым пунктом новой платформы является представление о России как о государстве-цивилизации. Как многонациональная страна Россия не может делать ставку на этническую или религиозную идентичность большинства, которое составляют православные русские.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
17 декабря 2014 | 20:00
5 декабря 2014 | 17:00
6 декабря 2014 | 14:33
5 декабря 2014 | 17:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова