На прошлой неделе иранские информационные ресурсы «Fars News» и «Tafsir News» сообщили о намерение президента Исламской республики Хасана Роухани совершить визит в Армению, Казахстан и Киргизию. Первым городом в маршруте иранского президента станет Ереван.
Эксперты усматривают особое значение в визите иранского лидера в Армению, поскольку это станет первой рабочей поездкой Роухани в закавказскую республику. После апрельского обострения ситуации в Нагорном Карабахе иранский лидер принял участие в трехстороннем саммите президентов Азербайджана, Ирана и России 8 августа 2016 года, что послужило причиной для разговоров о складывании определенной иерархии приоритетов во внешней политике Ирана не в пользу Армении. Впрочем, ирано-армянские отношения и предстоящий визит на высшем уровне стоит рассматривать в широком международном контексте, выходящим за узкие рамки карабахской проблемы.
За последние 25 лет у Ирана и Армении накопился богатый опыт конструктивного взаимодействия, сдерживаемый различными факторами, такими как антииранские санкции, отсутствие качественной стратегии развития, дефицит последовательности и др. Несмотря на религиозную близость с Азербайджаном, во время военной фазы конфликта в Нагорном Карабахе Тегеран старался придерживаться позиции «над схваткой», что более соответствовало интересам Армении, имеющей значительные разногласия с Турцией. Как отмечает аналитик агентства «Внешняя политика» Сергей Маркедонов:
«…Иран не блокировал и не закрывал районы, занятые в ходе военных действий 1991-1994 гг. армянскими силами, то есть фактически оставлял открытым окно для непризнанной НКР (Нагорно-Карабахской республики). И хотя принципы территориальной целостности для Тегерана имеют первостепенное значение, что он продемонстрировал и в 2008 году, отказавшись от признания абхазской и югоосетинской независимости, Исламская республика последовательно выступала за мирное и компромиссное решение конфликта в Карабахе. То есть такое решение, которое не было бы достигнуто в ходе эскалации вооруженного противостояния».
В целом, иранский внешнеполитический курс не стремиться действовать в регионе, руководствуясь блоковым мышлениям, выстраивая коалиции в тех или иных конфигурациях. Тегерану гораздо выгоднее многовекторная стратегия, основанная на выстраивании эффективной схемы взаимодействия по каждому конкретному вопросу. По мнению Сергея Маркедонова, такая политика характерна для всех стран региона:
«Сегодня в Закавказье (думается, что и к Ближнему Востоку это правило в известном смысле применимо) на первый план выходят не всеобъемлющие коалиции и блоки, а ситуативное и селективное взаимодействие. Для него будут интересны и Армения, и Азербайджан и Грузия. И выгоды будут у тех, кто сумеет приспособить разнонаправленные интересы игроков для своей собственной максимальной пользы».
Будущий визит Роухани в Ереван полностью укладывается в данную стратегию. Стороны с готовностью обсудят проблемы и перспективы двусторонних отношений на текущенм этапе, избегая заявлений, который могут вызвать резкое недовольство Баку.
Правящей турецкой элите не выгоден сильный Ирак, она во многом заинтересована в расшатывании ситуации в сопредельных странах региона, прежде всего – в Сирии. Связано это со стремлением правящей верхушки Турции стать державой надрегионального уровня и воздействовать на формирование новых элит в близлежащих регионах.
Спустя несколько лет после терактов 11 сентября администрация Буша-младшего осознала ошибочность использования жёстких мер по отношению к мусульманам, проживающим в США. В 2004 году Белый Дом и мусульманские религиозные учреждения начали совместную работу по выработке механизмов интеграции мусульман в американское общество. Однако постоянный страх перед исламом, сопровождающийся стереотипным представлением о мусульманах, породили исламофобию в широких американских общественных, политических и академических кругах.
И в Пекине, и в Вашингтоне прекрасно осознают, что в ближайшее время соперничество между двумя странами будет только нарастать. Если за последние 40 лет США не удалось превратить Китай в «ответственного международного игрока», то, по крайней мере, они получили «ответственного конкурента», который, прежде чем идти на эскалацию противостояния, готов определить правила.
Соединенные Штаты приходят к выводу о том, что иракская армия не способна в одиночку противостоять силам ИГИЛ, а победа над ними не возможна без подрыва позиций ИГИЛ в Сирии.