Сергей Маркедонов
Артем Соколов
На прошлой неделе иранские информационные ресурсы сообщили о намерение президента Исламской республики Хасана Роухани совершить свой первый визит в Армению. Посещение иранским лидером Еревана вызывает настороженность в Баку. Однако визит Роухани полностью соответствует иранской стратегии в регионе, направленной на ситуативное взаимодействие по конкретным вопросам.
ПРЕМИУМ
23 ноября 2016 | 19:49

Визит Роухани в Ереван соответствует политике Ирана в Закавказье

На прошлой неделе иранские информационные ресурсы «Fars News» и «Tafsir News» сообщили о намерение президента Исламской республики Хасана Роухани совершить визит в Армению, Казахстан и Киргизию. Первым городом в маршруте иранского президента станет Ереван.

Эксперты усматривают особое значение в визите иранского лидера в Армению, поскольку это станет первой рабочей поездкой Роухани в закавказскую республику. После апрельского обострения ситуации в Нагорном Карабахе иранский лидер принял участие в трехстороннем саммите президентов Азербайджана, Ирана и России 8 августа 2016 года, что послужило причиной для разговоров о складывании определенной иерархии приоритетов во внешней политике Ирана не в пользу Армении. Впрочем, ирано-армянские отношения и предстоящий визит на высшем уровне стоит рассматривать в широком международном контексте, выходящим за узкие рамки карабахской проблемы.

За последние 25 лет у Ирана и Армении накопился богатый опыт конструктивного взаимодействия, сдерживаемый различными факторами, такими как антииранские санкции, отсутствие качественной стратегии развития, дефицит последовательности и др.  Несмотря на религиозную близость с Азербайджаном, во время военной фазы конфликта в Нагорном Карабахе Тегеран старался придерживаться позиции «над схваткой», что более соответствовало интересам Армении, имеющей значительные разногласия с Турцией. Как отмечает аналитик агентства «Внешняя политика» Сергей Маркедонов:

«…Иран не блокировал и не закрывал районы, занятые в ходе военных действий 1991-1994 гг. армянскими силами, то есть фактически оставлял открытым окно для непризнанной НКР (Нагорно-Карабахской республики). И хотя принципы территориальной целостности для Тегерана имеют первостепенное значение, что он продемонстрировал и в 2008 году, отказавшись от признания абхазской и югоосетинской независимости, Исламская республика последовательно выступала за мирное и компромиссное решение конфликта в Карабахе. То есть такое решение, которое не было бы достигнуто в ходе эскалации вооруженного противостояния».

В целом, иранский внешнеполитический курс не стремиться действовать в регионе, руководствуясь блоковым мышлениям, выстраивая коалиции в тех или иных конфигурациях. Тегерану гораздо выгоднее многовекторная стратегия, основанная на выстраивании эффективной схемы взаимодействия по каждому конкретному вопросу. По мнению Сергея Маркедонова, такая политика характерна для всех стран региона:

«Сегодня в Закавказье (думается, что и к Ближнему Востоку это правило в известном смысле применимо) на первый план выходят не всеобъемлющие коалиции и блоки, а ситуативное и селективное взаимодействие. Для него будут интересны и Армения, и Азербайджан и Грузия. И выгоды будут у тех, кто сумеет приспособить разнонаправленные интересы игроков для своей собственной максимальной пользы».

Будущий визит Роухани в Ереван полностью укладывается в данную стратегию. Стороны с готовностью обсудят проблемы и перспективы двусторонних отношений на текущенм этапе, избегая заявлений, который могут вызвать резкое недовольство Баку.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

8 января 2015 | 19:22

Внешняя политика США в 2015 году: приоритеты и неизбежные шаги

Не следует ожидать от официального Вашингтона ослабления хватки. Приоритетом номер один заявлена борьба против Исламского государства и недопущения появления на территории Ирака отдельных суннитских, шиитских и курдских очагов.

15 июля 2016 | 23:00

Дайджест внешней политики США (8-14 июля)

Саммит НАТО должен был решить две задачи: сформулировать «сильную и сбалансированную» политику в отношении России, а также продемонстрировать единство Альянса. Прокатившаяся по стране волна протестов выявила широкий спектр проблем американского общества, однако политические силы предпочли объявить временное перемирие во избежание роста насилия в стране. Решение о размещении в Южной Корее американской системы ПРО и вердикт международного трибунала в Гааге по поводу территориального спора в Южно-Китайском море вызвали недовольство Китая.

1 октября 2014 | 23:38

Россия и ТС в восприятии стран постсоветского пространства

Представленные данные показывают, что интеграционные проекты с участием России имеют наилучшие шансы в республиках Центральной Азии, включая даже нейтральный Туркменистан. В этих странах восприятие России в качестве дружественного государства и позитивное отношение к участию ТС является доминирующим трендом, который чаще всего поддерживает более половины населения.

 

19 мая 2015 | 06:00

Оттепель: Можно ли считать, что украинский конфликт России с Западом пошел на спад

Европа очень медленно, но все же приходит к осознанию необходимости выстраивания новой системы на руинах старой. Системы, где постсоветское пространство признается сферой влияния России, где установлены четкие и понятные правила российско-европейской игры на этой территории. Все понимают, что если этого не сделать, то Россию и ЕС ожидает не только обострение «битвы за Украину», но и новые фронты противостояния, например, вокруг Приднестровья.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
11 сентября 2014 | 21:25
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова