Армянский вопрос является одним из самых сложных для внешнеполитической стратегии Турции. Во внутренней политике вопрос о геноциде армян является главным раздражителем для турецких правых. Интерпретация событий 1910-х годов является крупной проблемой в отношениях Анкары не только с Арменией, но и с Европейским союзом. В конечном счете он сказывается на реализации турецкой концепции «ноль проблем с соседями». Проблема гибели армян сто лет назад становится предметом дискуссии далеко за пределами турецко-армянского взаимодействия и проецируется на региональный и глобальный контекст.
Проблема армянского геноцида важна для армянского народа, который стремится восстановить историческую справедливость и надеется на возмещение с турецкой стороны за массовую гибель армян в Османской империи в 1914-1915 годах. Трактуя события как геноцид, Армения и мировое армянское сообщество вкладывает в это понятие ценностный подтекст, а не юридический, поскольку международная конвенция о геноциде была принята только в 1949 году. При этом Ереван надеется на финансовые компенсации или даже возвращение Турцией утраченных Арменией в в 1920-м году земель.
Армянские круги активно воздействуют на европейских и американских политиков, многие из которых настроены по вопросу о геноциде безразлично и потому готовы использовать его в своих интересах. В глазах руководства Франции и Германии отрицание Анкарой геноцида является важным символическим препятствием для вступления Турции в ЕС. В ряде стран мира геноцид армян был признан законодательно, а во Франции даже пытались ввести уголовное наказание за его отрицание.
Правящая в Турции c 2002 года “Партия справедливости и развития” стремится способствовать улучшению отношений с соседями. В 2008-2009 годах Анкара и Ереван впервые были близки к установлению и нормализации дипломатических отношений. Но подписанные в Цюрихе «Протокол об установлении дипотношений» и «Протокол о развитии двусторонних отношений» не были ратифицированы парламентами двух стран, где резко против высказалась оппозиция. Один из важных элементом договоренности было создание совместной комиссии из историков для изучения вопроса о геноциде армян 1915 года.
Турция до сих пор выступала категорически против признания геноцида, избегала самого слова «геноцид» как в официальных речах, так и в прессе. В этом контексте заявление премьер-министра Турции Рэджепа Тайипа Эрдогана о массовой гибели армян от 23 апреля 2014 года, можно рассматривать как шаг навстречу армянским коллегам и именно так его позиционируют в Анкаре. Вместе с тем, если внимательно рассмотреть контекст заявления, то станет очевидно: Турция не извиняется за действия Османской империи, но говорит об общем прошлом всех ее народов, которые все вместе и пострадали. Иными словами, Эрдоган утверждает, что все народы империи столкнулись с одинаковыми сложностями со стороны государства, которое прекратило существование - об этом нужно помнить, но при этом искать пути мирного развития вместе во имя будущего.
Слова Эрдогана были сказаны в памятные для армян дни, когда по всему миру вновь поднимается вопрос геноцида. Это приводит к ущербу внешнеполитической репутации Турции, которая по мнению многих не достаточно дистанцируется от Османской империи. Особенно некстати для Анкары памятные даты геноцида совпали с событиями в населенном армянами сирийском городе Кесабе, где в результате действий турецких экстремистов погибло значительное количество мирных жителей.
Рэджеп Эрдоган своими словами стремится не столько извиниться перед армянами, сколько отправить сигнал о том, что Турция, как и Османская империя, терпима ко всем соседним народам, с которыми ее связывает общее прошлое и главное – общее будущее.
Кооперация Лондона и Парижа объясняется теми же причинами, что и их противостояние в прошлом. Страны имеют сходные амбиции, являются обладателями ядерного оружия и постоянными членами СБ ООН. Это позволяет им выстраивать отношения в формате альянса равных.
Основными событиями, которые привлекли наше внимание на прошедшей неделе в сфере внешнеполитической деятельности США, стали обсуждение американскими законодателями вопроса о возможности продления Патриотического акта 2001 года, наделяющего Национальное агентство безопасности обширными полномочиями в области сбора и хранения личной информации о гражданах, а также поражение иракской армии в борьбе с Исламским госудпрством, вызвавшее волну взаимных обвинений между Багдадом и Вашингтоном. Значимым можно также считать выступление Джо Байдена в Брукингском институте, в ходе которого в адрес Москвы прозвучали нетипичные до сегодняшнего момента оценки.
7 ноября представитель Народной партии Южной Осетии Таира Гаглоева заявила о том, что бывший президент республики Эдуард Кокойты планирует принять участие в президентских выборах в апреле 2017 года. Заявлений от бывшего югоосетинского лидера пока не поступало. Новый президентский срок Кокойты представляется неуместным анахронизмом в условиях, когда перед республикой стоят задачи по формированию новой парадигмы позитивного развития.
Стремительный экономический рост Китая подтолкнул его к поиску новых источников сырья и рынков сбыта. После распада СССР перспективным направлением реализации китайского экономического потенциала стали страны Центральной Азии.