Александр Чеков
В прессу попадали материалы о подозрительных военных сделках между европейскими членами НАТО – Польшей, Чехией, Венгрией и Хорватией – итоговой целью которых, предположительно, была передача Украине некоторого количества советских вооружений, оставшихся у них со времен "холодной войны".
ПРЕМИУМ
26 сентября 2014 | 13:12

Вероятность поставок военной техники стран НАТО на Украину

«Нам не нужно смертельное оружие», - заявил президент Украины Петр Порошенко на прошедшей 25 сентября пресс-конференции. Это выглядит как минимум странно на фоне того, что еще недавно в Вашингтоне он просил США расширить поставки военной техники на Украину. Однако слова президента не только не лишены смысла, но и четко определяют спектр того, какую именно военную помощь Киев рассчитывает получить от поддерживающих его стран НАТО. 

Большинство существующих видов обычных вооружений можно отнести к одной из двух больших категорий – либо к летальному, либо к нелетальному оружию. Первая группа включает в себя все обычные вооружения за исключением средств массового уничтожения, а вторая объединяет системы связи, приборы ночного видения, системы радиоэлектронной борьбы и другие сопутствующие средства ведения войны. Однако существует еще одно, не менее важное различие – уровень национального и международного контроля за оборотом оружия из первой категории гораздо жестче, чем из второй.  

4 сентября на саммите НАТО в Уэльсе генеральный секретарь НАТО Андерс фог Расмуссен заявил: 

«Решения [о поставках оружия на Украину] принимаются членами альянса в индивидуальном порядке и являются прерогативой национальных правительств, в которую альянс не вмешивается».

С одной стороны, генеральный секретарь четко обозначил, что военные поставки третьим странам не входят в компетенцию НАТО. С другой, руководство НАТО дает понять, что статус государства-члена альянса не налагает каких-либо ограничений на индивидуальные военные поставки Украине. На большее альянс пока не готов. Военное сотрудничество между Киевом и Брюсселем сегодня не заходит дальше военно-морских и сухопутных учений с участием стран НАТО на Украине и в Черном море. При этом сами учения не являются чем-то неординарным. Они проходят ежегодно и имеют ограниченные цели, а количество задействованного личного состава и военной техники невелико. 

Позиции членов НАТО в отдельности заслуживают более пристального внимания. Помощник президента Порошенко Юрий Луценко сразу по окончании саммита альянса в Уэльсе заявил: 

«На саммите НАТО были достигнуты договоренности о западных военных советниках и поставках современного оружия из США, Франции, Италии, Польши, Норвегии».

Однако официальные представители четырех из пяти стран, названных Луценко, оперативно заявили, что не имеют с Киевом каких-либо договоренностей о поставках летальных вооружений. А недавний визит президента Порошенко в США показал, что и Вашингтон в данный момент не готов к осуществлению таких поставок Киеву, соглашаясь лишь на предоставление гуманитарной и сопутствующей военной помощи.

Пока ни одно из государств НАТО не заявляло о начале поставок Киеву летальных вооружений. Однако в прессу попадали материалы о подозрительных военных сделках между европейскими членами НАТО – Польшей, Чехией, Венгрией и Хорватией – итоговой целью которых, предположительно, была передача Украине некоторого количества советских вооружений, оставшихся у них со времен "холодной войны".

Факты получения Киевом военной техники через неофициальные каналы не подтверждаются какими-либо достоверными источниками, но исключать этого нельзя – особенно учитывая, что Украина граничит с Польшей и Венгрией, и может получить военную технику, не прибегая к транзиту. Как нельзя исключать и желания некоторых членов альянса «подзаработать» таким способом. Однако даже если отдельные страны НАТО действительно осуществляют «серые» поставки вооружений Киеву, их масштаб крайне невелик. Такие поставки не способны существенно изменить картину боевых действий на юго-востоке Украины.

Крупные теневые сделки с целью передачи летальных вооружений Украине сегодня невозможны в силу двух причин. Во-первых, большинство стран НАТО, одновременно являясь членами ЕС, связаны существенными ограничениями в области поставки летальных вооружений, прописанных как в общих документах ЕС, так и в международных соглашениях. Поставки такого оружия Киеву прямо противоречат этим документам и если факты об их проведении вскроются, то это станет серьезным репутационным ударом. Во-вторых, негласно проводить крупные поставки оружия, а особенно тяжелой техники, сегодня практически невозможно.

Однако ключевой интерес центрального правительства в Киеве, как обозначил президент Порошенко, лежит вне сферы летальных вооружений. И здесь у государств НАТО руки не связаны ничем – режимов по контролю за поставками высокотехнологичных сопутствующих видов вооружений либо вовсе не существует, либо они не накладывают каких-либо ограничений на их передачу Киеву.

Что же касается летального оружия, то Киев сегодня в первую очередь интересует военная техника – по оценкам самих властей, за время конфликта они уже потеряли до 60-70% от ее общего количества. Однако часть этих запросов Украина сможет удовлетворить самостоятельно – производственные мощности и инженерные ресурсы у центрального правительства имеется. В случае, если же Украине удастся договориться о поставках вооружений из стран НАТО, то это обернется сразу несколькими крупными проблемами. Во-первых, для использования новых видов вооружений придется переучивать воинский персонал. Во-вторых, поставка военной техники повлечет за собой автоматическое снятие всех ограничений на передачу вооружений повстанцам со стороны Москвы. Это ясно понимают и в Брюсселе, и в Вашингтоне, и в Варшаве – там явно не готовы к такому повороту событий.

Максимум на что сегодня могут согласиться государства НАТО в части предоставления летальной военной помощи  – это заявления о том, что они не исключают начала таких поставок на Украину. Однако конкретные планы и условия для этого по-прежнему не определены. Условная «красная черта», будь то срыв мирных переговоров в Минске или возобновление полномасштабных военных действий, пока не нарушена.

Что касается поставок нелетальных вооружений из стран НАТО, то можно с уверенностью полагать, что они будут только расти, что будет необратимо усиливать военный потенциал Киева, поскольку ополченцам неоткуда взять высокотехнологичное оружие.

А в случае, если страны НАТО выполнят обещание, о котором президент Порошенко заявил на недавней пресс-конференции, и снабдят Украину еще более продвинутыми средствами ведения войны – беспилотниками, то Киев и вовсе обретет существенное технологическое преимущество над ополченцами.

Автор выражает благодарность старшему научному сотруднику ПИР-Центра Вадиму Козюлину за помощь в подготовке данного материала.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

11 июля 2015 | 11:11

Новые альтернативы мировому порядку

БРИКС пытаются позиционировать чуть ли не как новый орган мирового управления, который заменит «Большую Семерку». Апологеты этой теории оперируют с цифрами, указывая, что страны-члены БРИКС все вместе занимают значительную часть территории Земного шара, и их населяет чуть ли не половина человечества. БРИКС как и G7 является глобальным форумом, однако он не замещает «семерку», а всего лишь представляет из себя ее альтернативу, столь назревшую на сегодняшний день.

10 февраля 2015 | 09:00

Дисциплинированная процветающая демократия

Еще недавно Мьянма, управляемая военной хунтой, считалась на Западе страной-изгоем. Однако после того, как там провели ряд демократических преобразований, прошли первые за 20 лет выборы и были освобождены политзаключенные, это государство оказалось в центре внимания крупных мировых игроков. Если в прошлом едва ли не единственным партнером Нейпьидо был Пекин, то сейчас, после снятия санкций, в борьбу за богатства Мьянмы вступили компании из США и ЕС.

30 августа 2016 | 19:00

Исторические истоки поведения России

Современная внешняя политика России является закономерным продолжением её традиционных геополитических устремлений. Начиная с XVI века российские правители следовали определенному набору правил и установок, благодаря которым их государство заняло свое место в системе международных отношений. О том, как формировались эти установки, рассуждает американский эксперт Том Грэм.

26 июля 2014 | 20:54

Американская версия событий вокруг малазийского Боинга

Самое дорогое в мире разведывательное сообщество США с ежегодным бюджетом более 50 млрд. долл. США в последнее десятилетие дает настолько малоубедительные выводы, от которых так много зависит в международных отношениях.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
9 декабря 2014 | 08:00
11 сентября 2014 | 21:25
11 августа 2015 | 13:04
18 апреля 2015 | 04:00
20 февраля 2015 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
16 марта 2014 | 22:32
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова