Минувшая неделя отметилась беспрецедентным ростом напряженности в российско-американских отношениях. Перемирие в Сирии, которое с таким трудом удалось согласовать Джону Керри и Сергею Лаврову, оказалось недолговечным и с многочисленными нарушениями едва продержалось неделю. В довершение всего, представитель Государственного департамента Джон Кирби пригрозил России терактами в её городах и новыми потерями среди российских военнослужащих. Эти слова встретили предсказуемо жесткую реакцию в Москве, где расценили данные высказывания как свидетельство поддержки Вашингтоном террористов в Сирии.
Резкие заявления Вашингтона, безусловно, преследуют цель запугать Россию и Иран возможными последствиями их поддержки Башара Асада. Однако пока сложно сказать, какие конкретные действия предпримут США, чтобы остановить Москву, избегая лавинообразного расширения масштабов конфликта. Представить в сложившихся условиях американское вторжение в Сирию довольно сложно. По словам аналитика агентства «Внешняя политика» Геворга Мирзаяна:
«У США нет никакой стратегии в Сирии, пусть спецслужбы и Пентагон сейчас говорят, что если сотрудничество с Москвой полностью сорвется, то американцы начинают военную операцию. Только это слова, а на деле все упирается в тот факт, что у США просто нет возможности ее начать. Непонятно, кто будет воевать на земле? Американские солдаты? Нет, конечно, никто их туда не пошлет. Тогда, кто будет воевать за них? И кто будет купировать риски прямого военного столкновения с США и Ираном? Поэтому вся эта линия Пентагона и спецслужб является для американцев тупиковой, соответственно, единственный их шанс – это мирные инициативы Джона Керри».
Маловероятно, что США позволят себе открытую поддержку тех группировок, которые однозначно ассоциируются с террористами. И хотя запрещенная и признанная экстремистской в России «Джебхат ан-Нусра» провела своеобразный "ребрендинг" и превратилась в «Джебхат Фатах аш-Шам», её связи с пресловутой "Аль-Каидой" очевидны. В условиях продолжающейся предвыборной кампании любые намеки на сотрудничество американского правительства с организаторами терактов 9/11 абсолютно неприемлемы.
Провал договоренностей Лаврова и Керри по Сирии и отказ США и России от координации ударов по террористам приведут к росту активности в сирийском конфликте других региональных игроков: Ирана, Саудовской Аравии, Турции, которые буду преследовать свои интересы, что, в свою очередь, приведет к новым виткам насилия. По мнению руководителя агентства «Внешняя политика» Андрея Сушенцова:
«У кого-то из региональных участников, Ирана или Саудовской Аравии могут сдать нервы, и они пойдут во все тяжкие».
Доказательством негативного влияния на конфликт новых участников могут служить действия Турции, которая продолжает проводить военную операцию «Щит Евфрата», направленную преимущественно против курдских вооруженных формирований и их союзников. В результате боевики ИГИЛ получили возможность перегруппироваться в регионе и направить силы на более опасные направления. При этом вопреки заявленным целям операции Анкары, нелегальный транзит нефти и других товаров на территориях, занятых турецкой армией, не прекратился.
Оптимальная стратегия для Москвы и Вашингтона в сложившихся условиях – вернуться за стол переговоров. Белый дом должен, наконец, определиться с тем, какие группировки он относит к умеренной оппозиции, а какие к террористам и не раздражать Кремль намеренной или случайной поддержкой боевиков. В свою очередь, Россия должна напомнить Асаду, благодаря кому его государство продолжает существовать и пресечь любые попытки Дамаска загребать жар чужими руками.
Основными оппонентами курдского участия в определении будущего Сирии являются Анкара и Дамаск, курды с большой долей вероятности заставили бы участников переговорного процесса всерьез задуматься о будущем государственном устройстве Сирии, что стало бы своеобразным толчком к обсуждению федералистского проекта.
Унаследованная от предыдущей холодной войны и периода после ее завершения система контроля над вооружениями продолжает разрушаться. На днях США официально поставили вопрос о своем возможном выходе из двустороннего российско-американского Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности от 1987 г., запрещающем баллистические и крылатые ракеты радиусом действия от 500 до 5500 км. наземного базирования, в практическую плоскость.
29 апреля 2016 года на площадке дискуссионного клуба «Валдай» состоялась презентация доклада «Почему возможна война между великими державами».
Очевидно, что российско-турецкие противоречия по сирийскому кризису оказались настолько серьезными, что достичь компромисса оказалось невозможно. Оправдывая свои действия необходимостью обеспечения безопасности своих границ, Турция отказывается приносить извинения – по крайне мере до тех пор, пока не будет проведено расследование инцидента специально сформированной комиссией при участии третьей стороны.