Татьяна Тюкаева
Обострение между КСА и Ираном означает, что прокси-войны двух стран могут стать все менее опосредованными. В условиях внутренней слабости и недостаточно твердых позиций в арабском мире обострение может обернуться для Саудовской Аравии неблагоприятным образом.
ПРЕМИУМ
8 января 2016 | 09:14

Саудовская Аравия стремится помешать изменению баланса сил на Ближнем Востоке

В первые дни января 2016 года на Ближнем Востоке произошло очередное обострение в отношениях между традиционными соперниками в регионе – Саудовской Аравией и Ираном. Нынешнее обострение является частью масштабного процесса ревизии статус-кво на Ближнем Востоке, участниками которого являются как региональные державы (Саудовская Аравия, Иран, Турция, Катар), так и мировые (США и Россия).

Почему именно сейчас Эр-Рияд пошел на прямое обострение? Складывающийся баланс сил в регионе в последний год был все менее благоприятным для Саудовской Аравии: после успеха ядерной сделки главная угроза безопасности КСА в лице Ирана выходит из политической и экономической изоляции и все заметней усиливает свои позиции на Ближнем Востоке. На этом фоне США – главный гарант безопасности Саудовской Аравии – не только нормализует отношения с Ираном, но все больше стремится максимально сократить свою вовлеченность в региональные дела. Параллельно с этим свои позиции на Ближнем Востоке укрепляет Россия, которая выступает на стороне противников КСА и пришла в регион с таким мощным оружием, которого здесь не имеет ни одна сила.

Еще одним важным фактором является внутренняя напряженность внутри властных кругов Королевства, а именно – борьба различных кланов семьи Аль Сауд за власть в связи со сменой властвующего поколения: от сыновей короля-основателя – к внукам.

Также усугубляет ситуацию для Эр-Рияда своевольная политика суннитского Катара и амбициозные действия также суннитской Турции, которые подрывают лидерство Саудовской Аравии в суннитском мире в борьбе с «врагами-шиитами»: выясняется что некоторые сунниты не разделяют целей Эр-Рияда. И это не говоря о суннитском ИГИЛ и ряде суннитских террористических группировок, как «Джабхат Нусра» и «Ахрар Аш-Шам», с которыми саудовцы, якобы, борются. В своем последнем рывке утвердить лидерство Эр-Рияд провозгласил объединение всех мусульман для борьбы с терроризмом под эгидой Мусульманской Антитеррористической коалиции в составе более 30 государств. С учетом того, что Иран провозглашен фактически террористическим государством – борьба с шиитской Исламской Республикой вписывается в эту программу.

Между тем говорить об успехе объединительных усилий Эр-Рияда пока сложно. Так, ряд стран, заявленных в списке участников саудовской коалиции, подчеркнули, что не давали согласия на присоединение к проекту. Большинство арабских государств предпочли не вмешиваться в текущее саудовско-иранское обострение включая даже некоторые страны Залива. Багдад, о восстановлении отношений с которым еще совсем недавно говорили в Эр-Рияде, встал на сторону Ирана и осудил саудовские власти. Примечательна позиция Пакистана, который считается одним из главных военных партнеров Саудовской Аравии и реципиентом ее обильного финансирования. Исламабад, несмотря на все свои обещания содействовать и заявления о дипломатической поддержке, так и не принял участия в саудовской военной операции в Йемене, а в текущем обострении занял нейтральную позицию и предложил свои услуги посредничества в урегулировании Тегерану и Эр-Рияду.

Саудовская Аравия пошла на эскалацию конфликта с Ираном, однако последствия могут обернуться против нее же не только в регионе, но и внутри страны.

Как скажется нынешнее обострение на региональных кризисах и на балансе сил? Очевидно, что все текущие конфликты в регионе, которые Саудовская Аравия связывает с Ираном (в Сирии, Йемене и внутриполитический в Ираке), получат дополнительные препятствия для урегулирования. Сирийская оппозиция уже выступила с призывом ко всем арабским странам разорвать отношения с Ираном и выдвинула дополнительные условия для участия в мирной конференции, намеченной на 25 января в Женеве. Также следует ожидать новой волны шиитских протестов в регионе Залива и ожесточения боевых действий в районах кризисов – в Йемене и Сирии. С точки зрения регионального баланса сил, текущим саудовско-иранским обострением не преминет воспользоваться Анкара, которая уже заявила о своем желании выступить посредником между Эр-Риядом и Тегераном. Турция, явно - пока - заинтересованная в сотрудничестве с Саудовской Аравией по сирийскому досье, опасается роста мощи Ирана, но не может позволить себе разругаться еще и с ним.

Нынешнее обострение между Саудовской Аравией и Ираном позволяет предположить, что «опосредованные войны» двух стран могут стать все менее опосредованными. В условиях внутренней слабости и недостаточно твердых позиций в арабском и мусульманском мире обострение может обернуться для Саудовской Аравии самым неблагоприятным образом.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Стратегический обзор»

24 января 2017 | 20:06

Международные угрозы безопасности России в 2017 году

Развитие внешней политики России в 2017-м году будет определятся открывающимися возможностями и возникающими кризисами. К некоторым из них можно приготовиться. В нашем прогнозе «Международные угрозы 2016» мы выделяем 12 ключевых международных ситуаций, которые в наибольшей степени могут повлиять на интересы России в сфере безопасности в наступившем году.

14 апреля 2016 | 23:00

Сотрудничество США и России по Сирии - элемент новой нормы

В американской внутренней политике Вашингтону пока не удается выгодно для себя "продать" сотрудничество с Москвой. Общественное мнение и конгресс США считают, что Россия вынудила США сотрудничать, хотя это было самостоятельное, взвешенное и результативное решение двух сторон. Его можно сравнить с иранской ядерной сделкой.

24 июня 2016 | 21:00

Возможные последствия выхода Великобритании из ЕС для Европы и России

Нарушение европейского статус-кво может иметь глубокие негативные последствия и поставит на повестку дня вопросы, на которые никто не готов отвечать. Как исторический пессимист Россия не ищет лучшего возможного выхода из ситуации, а стремится не допустить наихудшего для себя развития событий.

27 мая 2015 | 23:00

Россия ужесточает позицию по украинскому долгу

Решения Верховной Рады о моратории на возвращение кредитов достаточно для того, чтобы потребовать досрочного взыскания этих долгов. Москва имела право потребовать выплаты долга уже тогда, когда отношение украинского госдолга к ВВП превысило 60%. Украинский уже госдолг перевалил отметку в 1,5 триллиона гривен и таким образом превысил 100% ВВП страны.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова