Внезапный реванш радикальных исламистов в северных районах Ирака в июне 2014 года дал толчок обсуждению возможности сотрудничества США и Ирана по иракскому вопросу. Учитывая, что режим Нури Аль-Малики поддерживается одновременно американцами и иранцами, а бойцы группировки Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ) могут считаться противниками и тех и других, американские аналитики пришли к выводу, что между США и Ираном необходима «разрядка». Эксперты ведущих американских и британских изданий отмечают, что Иран остается «островком стабильности» на Ближнем Востоке и что Тегеран и Вашингтон имеют общие стратегические цели на Ближнем Востоке: подавление суннитского радикализма и стабилизация ситуации в регионе.
Госсекретарь США Джон Керри, комментируя возможное сближение с Тегераном, описал условия такого сотрудничества: «Мы открыты для любых конструктивных процессов, которые могут свести к минимуму насилие, сохранить Ирак, его территориальную целостность, и выявить присутствие иноземных террористических сил, разрывающих страну». В схожем ключе мыслят и британские партнеры американцев, также ощущающие ответственность за происходящее в Ираке. Министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг подтвердил намерение вновь открыть британское посольство в Тегеране.
Условия для тактического сближения США и Ирана действительно сложились, однако они не меняют сущности отношений двух стран. Кроме того, стабильность шиитского правительства в Багдаде, территориальная целостность Ирака и борьба с ИГИЛ – все это по-настоящему интересует только Тегеран. Вашингтон может примириться с появлением на территории страны трех независимых государств (шиитского, суннитского и курдского), и даже с усилением ИГИЛ, воюющей против войск Башара Асада в Сирии. Поэтому заявления американцев о возможности привлечения к урегулированию в Ираке Тегерана свидетельствуют о готовности использовать иранское влияние в своих интересах.
Американская политика на Ближнем Востоке последнее время не знает успехов. Вашингтон нередко оказывается не готов к развитию событий или делает неверную ставку, которую позже приходится менять. Это ведет к стратегическому оппортунизму (как в кризисах в Египте и Сирии) и отсутствию результатов (посреднические усилия в палестино-израильском урегулировании). Поэтому попытка использовать ресурсы Ирана в Ираке нацелена на исправление в целом безрадостной картины и укрепление репутации США на Ближнем Востоке.
Вашингтон рассчитывает, что возможный успех в переговорах по ядерной программе Ирана станет доказательством лидерской и миротворческой роли США в регионе, а урегулирование в Ираке при иранском участии должно стать подтверждением того, что США держат ситуацию под контролем. Лично для Барака Обамы и Джона Керри – это едва ли не последний шанс оправдать свою внешнюю политику на Ближнем Востоке и оставить важное для любого американского политика «наследие».
Несмотря на заинтересованность США в таком развитии событий, сближение в полной мере вряд ли возможно. По иракскому вопросу Иран будет стремиться действовать самостоятельно. Возможный американский авиаудар по позициям исламистов мог бы облегчить задачу, однако Багдада и Тегеран справятся и без него. Важно то, сотрудничество с Вашингтоном навредит имиджу Тегерана в регионе. В июне 2014 года заместитель министра иностранных дел Ирана Хосейн Абдоллахиян заявил: «Мы не обсуждаем с американцами последние события в Ираке, и не нуждаемся в сотрудничестве с США в этом вопросе». В конечном счете, кризис в Ираке позволяет Тегерану укрепить свое влияние в этой стране, наладить контакты с представителями иракских курдов и ослабить ИГИЛ.
Возможный поворот США в сторону Ирана вызывает озабоченность американских партнеров в регионе (в первую очередь Израиля и Саудовской Аравии) и сомнения в политических и экспертных кругах в Вашингтоне. Возможный кандидат на пост президента от Демократической партии Хилари Клинтон отметила, что в отношениях с Ираном нужно «четко понимать, во что мы ввязываемся». Аргументы против сближения с Ираном состоят в том, что это усилит позиции Тегерана в регионе и негативно отразится на репутации Вашингтона в регионе. Эксперты опасаются, что в результате США могут потерять рычаги давления на Тегеран по вопросу о ядерной программе и окончательно упустить инициативу в сирийском конфликте.
Несмотря на замечания политиков и экспертов, весьма вероятно американская администрация продолжит начавшееся еще до иракских событий сближение с Ираном. Политика Барака Обамы продолжает быть конъюнктурной: вместо реализации долгосрочной стратегии, США вынуждены реагировать и использовать текущие обстоятельства. «Разрядка» в отношениях с Ираном также носит инстинктивный и тактический характер. При этом такой шаг трудновыполним и не так выгоден, как представляется в Вашингтоне. Ввиду особого международного статуса США и регионального положения Ирана даже постановка вопроса о пересмотре отношений отразится на развитии ситуации на Ближнем Востоке.
Конференция продемонстрировала единодушие в экспертной среде по поводу усиления гарантий безопасности восточноевропейских или «прифронтовых», по словам Тэлботта, стран. Как он отметил, американская политика в отношении России должна быть «четко выверенным сочетанием сдерживания и сотрудничества».
Правительство Черногории спонсирует масштабную кампанию, пропагандирующую присоединение страны к Альянсу: Подгорица переполнена плакатами, организуются телевизионные передачи, форумы и семинары на приморье, созданы НПО и интернет-порталы. И даже после всего этого большинство граждан Черногории не поддерживает вхождение в НАТО. С другой стороны, большинство политических партий в парламенте выступает за интеграцию в НАТО.
Стремительное развитие событий во время саммита «Группы семи», прошедшего 8-9 июня в каналском Шарлевуа, превратили обычно формальное мероприятие в довольно захватывающее зрелище. Неожиданно для всех американская делегация предложила принцип «нулевых тарифов» для установления «подлинной свободной торговли». Затем, уже находясь на борту самолета Дональд Трамп отозвал свою подпись под коммюнике, под предлогом «ложных» заявлений премьер-министра Канады.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.