16 сентября в Братиславе прошел экстренный саммит ЕС, на котором присутствовали лидеры 27 стран - членов Европейского союза. Поводом для саммита стал системный кризис, к которым столкнулась объединенная Европа в последние годы. Brexit, потоки мигрантов, экономические трудности, рост популярности правопопулистских партий – всё это проявления общего кризиса европейского проекта. Встреча в Братиславе была призвана найти пути решения актуальных европейских проблем.
Впервые мероприятие такого формата прошло без участия премьер-министра Соединенного Королевства. Тереза Мей формально имела право присутствовать на саммите, однако в Брюсселе рассудили, что и без строптивой Великобритании голоса евроскептиков будут звучать слишком громко. Традиционному лидеру ЕС – Германии в нынешних условиях всё труднее нести бремя ответственности за всю Европу и самоустранение Лондона стало небольшим облегчением для Ангелы Меркель, позиции которой стремительно ослабевают в ФРГ и за её пределами. По мнению аналитика агентства «Внешняя политика» Дмитрия Офицерова-Бельского:
«За очень многими решениями последней поры стоит Берлин, но лидерство Германии теперь ослаблено, и европейские страны ищут новую точку согласия в ситуации, когда давление уже ни на кого не действует».
Однако даже в отсутствие британского премьер-министра переговоры шли непросто. Роль главных евроскептиков не без удовольствия примерили на себя страны Вышеградской группы под негласным лидерством Дональда Туска. В ходе заседаний председатель Евросовета предложил фактически отказаться от развития европейской интеграции и передать определение векторов и параметров интеграции в руки национальных правительств. Заявления Туска были поддержаны и другими представителями восточноевропейских государств.
Оппонировать польскому лидеру пришлось главе Еврокомиссии Жан-Клоду Юнкеру. По его мнению, кризис европейской идеи не должен усиливать дезинтеграционные процессы, а, напротив, может быть преодолен лишь через углубление интеграции под руководством управляющих органов из Брюсселя. Юнкер подчеркнул важное значение ЕС как организации, обеспечивающий мир на европейском континенте и распад которой может привести к новым конфликтам между его бывшими членами.
Без внятного ответа остался один из острейших вопросов саммита – миграционный кризис. Здесь Вышеградская группа опять заявила о своей особой позиции, высказавшись за прекращение приема беженцев из стран Ближнего Востока. Компромиссное решение Брюсселя выделить деньги Болгарии на обустройство границы не встретило одобрения. В ближайшие дни страны, находящиеся на т.н. «Балканском маршруте» мигрантов, соберутся для решения проблемы в узком кругу, и возможно, принятые решения будут отличаться от общеевропейского подхода к миграционной проблеме. В свою очередь Венгрия проведет в октябре референдум по миграционным квотам.
Для России саммит ЕС в Братиславе был интересен с двух точек зрения. Во-первых, Москва имела возможность понаблюдать за «кризисным менеджментом» интеграционного объединения ближайшего соседа Евразийского союза, извлекая для себя полезные уроки. Во-вторых, саммит в Братиславе дал повод оценить текущее положение дел внутри ЕС и сделать прогноз о перспективах его развития. Для России важно, чтобы Европейский союз преодолел нынешний кризис и стал независимым в своих решениях. По словам аналитика агентства «Внешняя политика» Геворга Мирзаяна:
«России нужен Евросоюз сильный, но при этом и ощущающий пределы своей силы. В этом случае Брюссель не только сохранит контроль над Восточной Европой (которая в ином случае подпадет под влияния США и рухнет в межнациональные противостояния), но и будет заинтересован в развитии кооперации с РФ, без которой невозможно воссоздание европейской системы безопасности. Не исключено, что такой прагматичный Евросоюз будет эффективнее защищать свои интересы перед теми же США, не позволяя ставить их под удар ради реализации американских задач по тому же сдерживанию России».
Сейчас ЕС далёк от решительных шагов и даже рассуждения Юнкера о перспективах создания европейской армии встречают критику со стороны евроскептиков, прежде всего, еще имеющей право «вето» в европейских делах Великобритании. Вероятно, что только текущий системный кризис поможет Брюсселю определиться со своими приоритетами и выстроить эффективную независимую интеграционную структуру.
Арест сотрудника американского посольства в Турции привел к остановке выдачи неиммиграционных виз турецким гражданам. Белый дом продемонстрировал неожиданную преемственность внешней политики и выполнил заключенную предыдущей администрацией «сделку из пяти пунктов» с Суданом. США остановили членство в ЮНЕСКО, объяснив свое решение нежеланием погашать накопившуюся задолженность перед организацией, решения которой не отвечают национальным интересам.
Отправная точка внешнеполитической доктрины французских националистов — евроскепсис. Агитация за выход из ЕС и отказ от выполнения экономических требований Брюсселя находит в обществе отклик не только из-за утраты Францией «суверенитета», но и в силу нарастания социальных проблем.
Правительство Черногории спонсирует масштабную кампанию, пропагандирующую присоединение страны к Альянсу: Подгорица переполнена плакатами, организуются телевизионные передачи, форумы и семинары на приморье, созданы НПО и интернет-порталы. И даже после всего этого большинство граждан Черногории не поддерживает вхождение в НАТО. С другой стороны, большинство политических партий в парламенте выступает за интеграцию в НАТО.
На Теффте будет лежать ответственность за то, чтобы не допустить резкого крушения российско-американских отношений. Поиск консенсуса по вопросу об урегулировании украинского кризиса может стать стержневым процессом, вокруг которого кристаллизуется новая структура российско-американских отношений.