Дмитрий Офицеров-Бельский
Геворг Мирзаян
Артем Соколов
16 сентября в Братиславе прошел экстренный саммит ЕС, в ходе которого лидеры 27 входящих в Европейский союз стран искали выход из сложившегося системного кризиса проекта объединенной Европы. Переговоры не смогли разрешить сохраняющиеся противоречия между евроскептиками из стран Вышеградской группы и оптимистами из Брюсселя. России стоит извлечь уроки из европейского кризиса и не повторять чужих ошибок в работе с Евразийским союзом.
ПРЕМИУМ
22 сентября 2016 | 17:32

Саммит ЕС в Братиславе не преодолел европейский кризис

16 сентября в Братиславе прошел экстренный саммит ЕС, на котором присутствовали лидеры 27 стран - членов Европейского союза. Поводом для саммита стал системный кризис, к которым столкнулась объединенная Европа в последние годы. Brexit, потоки мигрантов, экономические трудности, рост популярности правопопулистских партий – всё это проявления общего кризиса европейского проекта. Встреча в Братиславе была призвана найти пути решения актуальных европейских проблем.

Впервые мероприятие такого формата прошло без участия премьер-министра Соединенного Королевства. Тереза Мей формально имела право присутствовать на саммите, однако в Брюсселе рассудили, что и без строптивой Великобритании голоса евроскептиков будут звучать слишком громко. Традиционному лидеру ЕС – Германии в нынешних условиях всё труднее нести бремя ответственности за всю Европу и самоустранение Лондона стало небольшим облегчением для Ангелы Меркель, позиции которой стремительно ослабевают в ФРГ и за её пределами. По мнению аналитика агентства «Внешняя политика» Дмитрия Офицерова-Бельского:

«За очень многими решениями последней поры стоит Берлин, но лидерство Германии теперь ослаблено, и европейские страны ищут новую точку согласия в ситуации, когда давление уже ни на кого не действует».

Однако даже в отсутствие британского премьер-министра переговоры шли непросто. Роль главных евроскептиков не без удовольствия примерили на себя страны Вышеградской группы под негласным лидерством Дональда Туска. В ходе заседаний председатель Евросовета предложил фактически отказаться от развития европейской интеграции и передать определение векторов и параметров интеграции в руки национальных правительств. Заявления Туска были поддержаны и другими представителями восточноевропейских государств.

Оппонировать польскому лидеру пришлось главе Еврокомиссии Жан-Клоду Юнкеру. По его мнению, кризис европейской идеи не должен усиливать дезинтеграционные процессы, а, напротив, может быть преодолен лишь через углубление интеграции под руководством управляющих органов из Брюсселя. Юнкер подчеркнул важное значение ЕС как организации, обеспечивающий мир на европейском континенте и распад которой может привести к новым конфликтам между его бывшими членами.

Без внятного ответа остался один из острейших вопросов саммита – миграционный кризис. Здесь Вышеградская группа опять заявила о своей особой позиции, высказавшись за прекращение приема беженцев из стран Ближнего Востока. Компромиссное решение Брюсселя выделить деньги Болгарии на обустройство границы не встретило одобрения. В ближайшие дни страны, находящиеся на т.н. «Балканском маршруте» мигрантов, соберутся для решения проблемы в узком кругу, и возможно, принятые решения будут отличаться от общеевропейского подхода к миграционной проблеме. В свою очередь Венгрия проведет в октябре референдум по миграционным квотам.

Для России саммит ЕС в Братиславе был интересен с двух точек зрения. Во-первых, Москва имела возможность понаблюдать за «кризисным менеджментом» интеграционного объединения ближайшего соседа Евразийского союза, извлекая для себя полезные уроки. Во-вторых, саммит в Братиславе дал повод оценить текущее положение дел внутри ЕС и сделать прогноз о перспективах его развития. Для России важно, чтобы Европейский союз преодолел нынешний кризис и стал независимым в своих решениях. По словам аналитика агентства «Внешняя политика» Геворга Мирзаяна:

«России нужен Евросоюз сильный, но при этом и ощущающий пределы своей силы. В этом случае Брюссель не только сохранит контроль над Восточной Европой (которая в ином случае подпадет под влияния США и рухнет в межнациональные противостояния), но и будет заинтересован в развитии кооперации с РФ, без которой невозможно воссоздание европейской системы безопасности. Не исключено, что такой прагматичный Евросоюз будет эффективнее защищать свои интересы перед теми же США, не позволяя ставить их под удар ради реализации американских задач по тому же сдерживанию России».

Сейчас ЕС далёк от решительных шагов и даже рассуждения Юнкера о перспективах создания европейской армии встречают критику со стороны евроскептиков, прежде всего, еще имеющей право «вето» в европейских делах Великобритании. Вероятно, что только текущий системный кризис поможет Брюсселю определиться со своими приоритетами и выстроить эффективную независимую интеграционную структуру.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

13 января 2016 | 01:00

Как Минск до Киева дошел: Зачем Украине нужны третьи Минские соглашения

Для Европейского союза Украина превратилась из актива, инструмента для сдерживания России, в пассив, требующий немалых финансовых затрат на поддержание обанкротившегося киевского режима. В свою очередь конфликт с Москвой, оформившийся в виде войны санкций, серьезно ослабил Европу в политическом плане. Очевидно, что оптимальным выходом из ситуации стало бы прекращение конфликта, тем более что Путин согласен на компромиссы и не требует от ЕС собрать чемоданы и покинуть постсоветское пространство.

27 февраля 2015 | 14:00

Уроки украинского: В чем мы были неправы на Украине

Из Москвы украинская политика казалась идентичной российской — сильная центральная власть, эффективная консолидация и распределение ресурсов центром, развитый административный аппарат и главное — консенсус элит и общества по вопросу о национальных интересах. На Украине когда-то имелись предпосылки к тому, чтобы сложилась сильная центральная власть — наподобие российской, белорусской или казахстанской. Однако в отличие от России, Белоруссии или Казахстана на Украине эти предпосылки не дали такого же результата.

18 марта 2016 | 22:24

Дайджест внешней политики США за неделю (11-17 марта)

Главным объектом спекуляций и обсуждений медийных и экспертных кругов США на прошедшей неделе стало сообщение о выводе части российских сил из Сирии. Не меньше внимания привлекли к себе непоследовательные высказывания Госдепартамента в отношении проведенных в Иране испытаний баллистических ракет. В ходе слушания сенатского Комитета по международным отношениям заместитель Госсекретаря отчиталась за политику США на Украине: большинство слушателей волновал вопрос недостаточного давления на Россию, которая препятствует проведению реформ Киева.

3 апреля 2018 | 17:59

Дайджест внешней политики Германии 27 марта - 3 апреля

Германия сохраняет решимость добиться статуса непостоянного члена Совета безопаснсоти ООН на период 2019-2020 годов. Поездка Хайко Мааса в Нью-Йорк для лоббирования кандидатуры ФРГ стала первым серьезным испытанием для нового министра. Маасу предстояло заручиться поддержкой не только Генерального секретаря ООН и США, но и представителей десятков стран Африки, Океании, Карибского бассеина. 

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
17 декабря 2014 | 20:00
5 декабря 2014 | 17:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова