Похоже, Москва и Вашингтон близки к договоренности о начале переговоров по украинскому кризису. По словам госсекретаря США Джона Керри, в телефонном разговоре с министром иностранных дел Сергеем Лавровым они согласились в том, что «появилась возможность выступить с конкретным предложением по урегулированию кризиса».
Что это за возможность и почему она появилась именно сейчас?
29 июля в Вашингтоне госсекретарь Джон Керри выступил на совместной с министром иностранных дел Украины Павлом Климкиным пресс-конференции. Проговорив ритуальные обвинения в адрес России, Керри сказал главное:
«..мы очень, очень стараемся найти политическое решение, чтобы удовлетворить жалобы президента Путина и учесть законные интересы России, которые признает даже Украина –этнические и исторические связи, религиозные и исторические основания России, которые восходят к Киеву».
Керри призвал Киев начать политический диалог с ополченцами:
«..вернуть доверие сограждан и продемонстрировать России, что озабоченности сепаратистов в действительности услышаны и стали частью политического процесса на Украине».
Посылая сигнал Москве, Керри подчеркнул, что США не заставляют Украину выбирать между Западом и Россией. Где вы были в ноябре, господа?
«..мы не просим их выбирать между двумя, и я думаю украинцы понимают, что у них сильные связи с Россией».
«Они [украинцы] готовы сохранить отношения с Россией, они понимают, что будущее Украины зависит от тесных связей с Россией».
В американской картине кризиса на Украине произошли некоторые изменения. Россию перестают рассматривать единственным сторонником ополчения. Появилось новое лицо - «российские волонтеры». Итоговая картина в глазах госдепартамента выглядит так: Россия посылает «российских волонтеров», которые помогают «поддерживаемым Россией сепаратистам». Политически это шаг к деэскалации – теперь при желании можно разделить Россию и «российских волонтеров». При этом Вашингтон по-прежнему считает, что Россия является катализатором происходящего.
«..русские и их так называемые волонтеры продолжают поставлять оружие, ресурсы и персонал через границу.
Даже формула, по которой США описывают обстоятельства крушения лайнера, оставляет возможность для различных трактовок:
«Рейс 17 Малазийских авиалиний был трагически уничтожен в небе над контролируемой сепаратистами территорией Украины».
То есть сбить могли и не сепаратисты, просто это произошло в небе над ними.
США очевидно подталкивают Киев к началу политического процесса. Ушли формулы о том, что Киев «имеет право на самозащиту». Почему перемены произошли сейчас?
Похоже, США утеряли веру в способность Киева победить ополчение. Не исключено, что военные советники США на Украине поддерживают это мнение.
Киев предсказуемо столкнулся с крупными проблемами в военной кампании на Востоке. Высокие боевые потери, массовое дезертирство и саботаж нового призыва ставят под угрозу планы украинского правительства подавить сопротивление на Востоке силой. Пока не ясно, станут ли Минские переговоры переломным моментом – возможно, Киев отыгрывает время для перегруппировки. Но рано или поздно переговоры между Порошенко и лидерами ополчения должны начаться. Вопрос только в том, как долго будет Киев пытаться добиться своего в одностороннем порядке. Возвращаться за стол переговоров стороны будут уже в других условиях.
Украина - единственная из постсоветских стран, отношения с которой носят жизненный характер для интересов России. Общее индустриальное наследие удерживает на плаву ВВП Украины и делает Россию заинтересованной в стабильности западного соседа. Тесная взаимозависимость вынуждает Москву и Киев искать компромисса.
Пока «минский процесс» продолжается (и в какой стадии он сейчас, скоро станет ясно), идти на односторонние действия и признавать Нагорный Карабах до проведения юридически обязывающего референдума означает нарушение «базовых принципов», ответственность за которое однозначно возложат на Ереван. Бенефициарием от этого вряд ли возможно стать, а реальное взаимодействие Армении и НКР от этого не станет более крепким и содержательным. Издержки же очевидны. Конечно, это дало бы дополнительные козыри Баку не только на поле боя, но и на переговорах.
Сегодня у дагестанского и азербайджанского руководства, как и в целом у российской элиты есть общие проблемы, которые требуют активного участия. Все они требуют эффективной кооперации. Думается, что успешное взаимодействие по этим вопросам объективно помогает в решении и спорных проблем, поскольку приучает решать проблемы в прагматичном русле, без ненужной аффектации. Похоже, что реальной альтернативы такому прагматичному подходу на российско-азербайджанском пограничье не существует.
Кризис в отношениях Вашингтона и Анкары начался в период, когда Конгресс отказался одобрить военную операцию в Сирии осенью 2013 года. Турецкая сторона, игравшая важную роль в сирийской кампании, восприняла это как предательский акт.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.