После крымского референдума в Европе началось обсуждение будущих взаимоотношений с Россией. В странах ЕС как правило нет четкой и непротиворечивой позиции в вопросах касающихся России и Украины. Это означает, что даже поддержка нового украинского правительства не превращается в громогласное осуждение России и требование немедленных санкций. Большинство европейских стран не имеют значимых интересов на Украине и не спешат вырабатывать самостоятельную позицию. С точки зрения российских интересов это обстоятельство благоприятно.
Санкции США и европейских стран имеют точечный характер и пока больших проблем экономическому сотрудничеству России и Запада не несут. Главным образом эти меры касаются отдельных лиц и все связанные с этим неудобства могут быть решены персональной рокировкой. При сохранении текущего положения усиления давления ожидать не стоит, хотя напряжение и негативная риторика среди политиков будут сопровождать отношения России с Европой и США на ближайшие предвыборные циклы.
К числу стран, занимающих умеренную позицию относятся Италия, Испания и Греция. Все они испытывают проблемы в экономике и не настроены на ухудшение отношений с Россией и на выделение помощи новым украинским властям. Также и соседние с Россией страны – Латвия, Финляндия, Болгария и Венгрия, – выступают за взвешенную позицию.
Неготовность к экономическим мерам в отношении России не означает мягкой позиции. Первоначально среди стран ЕС, как это не парадоксально, именно ближайшие союзники США – Великобритания и Польша – занимали наиболее осторожную позицию относительно применения ограничительных мер. Причины очень разные. В случае Великобритании это опасения «отпугнуть» российские капиталы и утерять влияние на представителей российского бизнеса. Для Польши важно не повторить историю прежних торговых войн. Польский министр иностранных дел Р.Сикорский высказался определенно: «США легче принимать подобные решения. Они далеко. И экономические последствия не столь болезненны. Мы сделали то, что смогли. Но США — с Марса, а мы — с Венеры. Привыкайте». Но главное – это намечающаяся потеря Варшавой влияния в регионе. Причиной стало вовлечение в восточную политику ЕС более крупных игроков - Германии и Франции - вследствие украинского кризиса. Теперь в отношениях с постсоветскими республиками роль Берлина стала более весомой, что не может радовать польскую дипломатию. В итоге, Польша и Великобритания постараются смягчить экономические меры, но будут делать всё для политической изоляции России.
Не исключено, впрочем, что США и Германии удастся убедить «сомневающихся» в целесообразности более жестких экономических мер. На мысли о возможности такого сценария наводит продолжающаяся в казначействе Великобритании оценка возможных последствий введения санкций. Особенно важно в этом контексте заявление Д.Кэмерона о том, что санкции могут быть наложены и на Р.Абрамовича. Комментарии Д.Кэмерона прозвучали после саммита в Брюсселе, переговоры на котором, в частности с А.Меркель, могли повлиять на его позицию. Одновременно усилилась антироссийская риторика министра иностранных дел У.Хейга.
Наиболее жесткую позицию среди европейцев занимает Германия. Более сдержанную позицию чем глава государства занимает вице-канцлер социалист З.Габриэль. Другой представитель социалистов в правительстве министр иностранных дел Ф.-В.Штайнмайер также рекомендует избегать скоропалительных решений. Хотя его позиция постепенно становится жестче.
В целом «левизна» и «правизна» политиков не имеют существенной роли в вопросах степени нажима на Россию или же такие различия просто ещё не успели оформиться. Есть только одна закономерность – те силы, которые находятся у власти выступают с гораздо более жесткой позицией, чем оставшиеся в оппозиции. Конечно, европейские правые и ультраправые питают некоторую симпатию к русскому неотрадиционализму Путина. Но в отличие от США, европейские правые редко сосредоточены на вопросах внешней политики.
Воссоединение Крыма с Россией вдохновляет европейских сепаратистов, которые в своем большинстве готовы ссылаться на этот пример, но не станут создавать широкий информационный фон в пользу России. В первую очередь речь идет о Каталонии, Стране Басков, некоторых регионах Севера Италии и Шотландии.
Основными противниками экономического удара по России являются представители крупного бизнеса. Среди германских компаний это Siemens, Wintershall, Eon, Basf. Их главы уже выступили с соответствующими заявлениями. Всего же в России работает более 6000 германских предприятий. В прочих европейских странах бизнес в целом также настроен умиротворительно.
В бизнес-среде присутствуют и противоположные интересы. Среди европейских компаний выиграют от обострения конфликта России и Запада компании BP, Shell и Total. Первая участвует в трех из шести уже одобренных властями США проектов по экспорту сжиженного природного газа. Помимо этого BP принимает участие в освоении азербайджанского месторождения Шах-Дениз, с которого планируется начать поставки газа в Европу с 2019 года (ок. 10 млрд. куб. м. газа ежегодно). Компания Total планирует участие в проектах по добыче сланцевого газа в Великобритании, а Shell развивает это направление на Украине.
Вопрос экономического прессинга в отношении России состоит не столько в ограничительных мерах, сколько в перспективах постепенного уменьшения зависимости от поставок российского газа. Главным образом импорт из России можно заместить поставками из Катара. Это возможно, если США смогут убедить Японию ускорить возвращение к атомной энергетике и цены на европейском и азиатском рынках выровняются. В свою очередь Франция лоббирует проекты, направленные на доставку газа из Алжира. При необходимости в Европе возможно быстрое наращивание собственного производства по крайней мере на 25% до уровня 2008 года. В перспективе можно ожидать импорта в Европу сжиженного газа из США.
При наличии соответствующей решимости в течение нескольких следующих лет ЕС может существенно снизить импорт российского газа. Предполагая такую перспективу руководство «Газпрома» уже ведет переговоры с европейскими партнерами об уменьшении цены на газ, одновременно уповая на их лоббистские возможности в правительствах. В отличие от обсуждаемых сейчас односторонних ограничительных мер такое постепенное падение потребления продуктов российского экспорта будет иметь тяжелые последствия, но не вызовет ответных мер со стороны России. Тенденцию к уменьшению российской доли в сырьевом потреблении ЕС будет сложно преодолеть, а сопротивление ей станет одной из основных задач российской дипломатии и бизнеса на ближайшие годы.
Запад уже смирился с потерей Украиной Крыма. Нынешний прессинг направлен на недопущение реализации крымского сценария в Южной и Восточной Украине. То, что на Западе распространена именная такая трактовка планов Москвы выдает характер принимаемых мер. Обращают внимание подчеркнуто демонстративные меры США в отношении банка «Россия». Они призваны показать вероятную перспективу в случае дальнейшего вмешательства России во внутренние дела Украины. Окончательно убеждают в серьезности опасений Запада экстренное подписание 21 марта 2014 года политической части договора об ассоциации с ЕС (без экономической части).
Мы полагаем, что России в основном удастся избежать серьезных ограничительных мер со стороны ЕС и США при условии сохранения статус кво. Но удастся ли сохранить статус кво, это будет зависеть и от процессов на Украине, которые сейчас непредсказуемы. В случае если в стране начнется гражданская война, Россия будет вынуждена вмешаться и защитить права русскоязычного населения. Текущую паузу следует использовать для превентивных мер по защите российских экономических интересов от давления извне.